дополнительный
В идише новелле Der Киндерли-Фрезер из серии Chlomot удовольствия скитальцем по Дэвид Эйнхорн , первый человек рассказчик разговор с Kindlifresser, который заботится о детях в ночное время, и с его маской удаляется, оказывается быть евреем, казненным в средние века, который днем должен делать свою антисемитскую гримасу как фонтан. Пожиратель детей играет важную роль в романе L’людоеда (Немецкое название: Der Kinderfresser , перевод Marcel Schwander) по Шессе . Он является символом отца рассказчика от первого лица, который украл его детство, его первую любовь и, в конечном итоге, его волю к жизни.
история
Фонтан был построен в 1545 году Хансом Гиенгом на месте деревянного фонтана 15 века. Фонтан, первоначально называвшийся Platzbrunnen , впервые был зарегистрирован как Kindlifresserbrunnen в 1666 году . В 1997 году фонтан был немного передвинут в рамках реконструкции трамвайных линий на Корнхаусплац. При переезде на дне колодца появился год MDXXXXV (1545).
Фигура фонтана — это пугающая фигура ребенка, опирающаяся на пьедестал (по-английски людоед ), которая просто пожирает обнаженного ребенка. Еще дети в мешке, который висит вокруг. Детоед носит остроконечную шляпу с закругленными полями. Скульптура фонтана стоит на коринфской колонне, увешанной гирляндами . Нижний конец колонны украшен медвежьим шествием. Медвежья процессия состоит из медведей, одетых для самообороны. Медведи несут мушкеты, шлемы, мечи, отряд, кувшин для вина, сумки для мячей и патронташи со швейцарскими крестами.
интерпретация
Детоед — широко распространенная фигура, пугающая детей средневековья и раннего Нового времени. На рисунке изображена сумка через плечо, в которую заперты непослушные дети, как и в случае с Kindlifresserbrunnen. Форма шляпы фигуры восходит к графическому изображению Сатурна ( Кроноса ) Георга Пенча 1531 года. Кронос также представлен в изобразительном искусстве как пожиратель детей. Однако к фигуре фонтана нельзя относиться как к четкому изображению Кроноса, поскольку он показан только с одним ребенком за раз, а серп явно отсутствует как атрибут в скульптуре Гьенга. С другой стороны, детоед не изображен в шляпе. Таким образом, можно предположить, что фрайбургский скульптор Ганс Гиенг, выходец из Швабии, соединил современные иконографические элементы детоеда и Сатурна в своей пугающей детей фигуре. Это уже сделано на гравюре из Нюрнберга 1492 года, где детоед, явно обозначенный как Сатурн, носит еврейскую шляпу и еврейское кольцо на платье.
В просторечии существуют различные интерпретации Kindlifresserbrunnen, например, что шляпа детоеда — это еврейская шляпа , фигура еврея, напоминающая предполагаемое ритуальное убийство, совершенное в Берне ( Рудольф фон Берн ). Рой Оппенгейм поддерживает интерпретацию ритуального убийства; антиеврейский фон затмевается интерпретациями детского испуга или Сатурна.
Другие видели в детском саду карнавальную фигуру . Это маловероятно, потому что бернские власти пытались остановить карнавал после Реформации в 1529 году и поэтому вряд ли заказали карнавальную фигуру в качестве фонтанной скульптуры.