Временные экспозиции
Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.
А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.
Фото и описание
Музей Соломона Гуггенхайма, что на Пятой авеню, – одно из крупнейших и знаменитейших собраний современного искусства в мире. Его история – яркий пример возможностей частной инициативы, одушевлённой любовью к искусству.
Основал музей очень богатый бизнесмен, коллекционер и меценат Соломон Гуггенхайм. Отпрыск иммигрантской семьи, сделавшей состояние на свинцовых, серебряных и медных копях, Соломон добывал золото на Аляске. В конце XIX века этот трудоголик, работавший круглые сутки, начал собирать произведения старых мастеров. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании. Решающую роль в формировании взглядов Гуггенхайма сыграла встреча с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Рибей, которая познакомила мецената с абстрактным искусством. Сама страстный коллекционер, она стала другом и советником Гуггенхайма, отныне посвятившего жизнь собиранию произведений современного искусства.
В 1937 году меценат основал Фонд Гуггенхайма, а двумя годами позже открыл в арендованной квартире на Манхэттене свой первый «Музей беспредметной живописи». В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Коллекция быстро росла, и в 1943 году Хилла Рибей обратилась к великому Фрэнку Ллойду Райту с просьбой спроектировать для музея специальное здание. Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. Работа над проектом длилась 15 лет, открыто же здание музея было в октябре 1959 года, уже после смерти архитектора. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых.
Райт создал в центре Манхэттена цилиндрическое, расширяющееся кверху здание, которое он трактовал как «храм духа». По замыслу зодчего, посетители музея должны сначала подниматься на лифте под крышу здания, а затем по непрерывному спиральному пандусу спускаться вниз, осматривая по дороге экспозицию. Общественное мнение не сразу приняло идею Райта. Художники даже подписывали петиции против «штопорообразного» дизайна.
Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. Он располагает первоклассными коллекциями произведений импрессионистов, постимпрессионистов, беспредметной живописи и скульптуры. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»). Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского.
История возникновения музея
Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.
В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.
Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.
Что посмотреть
Музейное здание само по себе вызывает неподдельный интерес у прохожих. Перед тем, как переступить порог выставочных залов, необходимо воочию оценить масштабы проекта и причудливые формы объекта.
Внешне объект смотрится ну очень масштабно!
Музей Гуггенхейма расположен на берегу реки Нервьон. Непосредственная близость к воде подчеркивает оригинальность выбранного архитекторами стиля деконструктивизма. Внешний облик здания Гуггенхейма напоминает космический корабль, покрытый рыбной чешуей. Матовый металл выступает своеобразным зеркалом — в его серебристой поверхности отражаются солнечные лучи. Вечером, когда на город опускаются первые сумерки, фасад окрашивается в золотисто-красный цвет.
История
История и развитие музея Гуггенхейма тесно связаны с именем известного американского промышленника и мецената Соломона Роберта Гуггенхейма. Мужчина на собственные деньги создал первый фонд поддержки современного искусства. Партнеры по бизнесу и инвесторы к новой нетипичной идее отнеслись достаточно скептично, некоторые — вовсе не поддержали задумку. Несмотря на недоверие окружающих, первый музей открылся в Нью-Йорке. Основой создания нового модного места стала собственная коллекция произведений искусства Соломона Гуггенхейма. Полотна известных художников-абстракционистов датировались 20-ми годами 19-го века.
Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)
Музей в испанском городе Бильбао является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхейма. Стоит отметить, что Фонд Гуггенхайма владеет одним из наибольших в мире собраний современного искусства. В настоящее время у Фонда есть три музея: в Нью-Йорке, Венеции и Бильбао. Четвертый музей сейчас строится в Абу-Даби.
Здание музея Гуггенхайма в Бильбао / Фото google.com
Музей Гуггенхайма в Бильбао открылся относительно недавно – в 1997 году. Расположен он в уникальном здании, спроектированном архитектором Фрэнком Гери. Футуристическая конструкция облицована листами титана общей площадью 24 тысячи кв. м. Она признана одной из наиболее зрелищных в мире в стиле деконструктивизм. По словам архитектора, это строение воплощает абстрактную идею космического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Из-за необычного вида музей также сравнивают с птицей, самолетом, артишоком и распускающейся розой.
Несмотря на короткое время существования – всего 22 года – музей успел стать символом Бильбао и одной из его самых ярких достопримечательностей.
Внутри здание музея не менее футуристическое – в центре находится трехэтажный высокий атриум, от которого изогнутыми лепестками отходят залы. Постоянная экспозиция помещается на самом верху. Третий этаж разделен на несколько зон – каждая посвящена отдельному направлению искусства.
Инсталляция в музее Гуггенхайма в Бильбао / Фото google.com
Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX века. Интересно, что инсталляции и электронные работы превышают по количеству традиционные картины и скульптуры.
Центральной работой музея является серия скульптур «Суть времени», выполненных американским скульптором Ричардом Серра. Восемь огромных криволинейных изваяний, выполненных из листов корабельной стали, занимают огромное помещение. Они разные – от простых эллипсов до спиралей. Композиция трансформируется, разделяя и сужая пространство, направляя посетителей по изогнутой траектории до полного тупика.
Что смотреть: Здесь выставлены картины сюрреалистов, кубистов, постмодернистов и абстракционистов начала и середины XX столетия. Это работы Модильяни, Пикассо, Шагала, Кандинского, Лонга, Энди Уорхола, Ива Кляйна, де Кунинга, Франческо Клементе.
Полотно Энди Уорхола «150 разноцветных Мэрилин», музей Гуггенхайма, Бильбао / Фото google.com
Пабло Пикассо «Графин, кувшин и ваза с фруктами» / Фото flickr.com
Стоит упомянуть, что рядом с музеем находятся необычные арт-объекты, которые продолжают фантастическую тему здания. Это огромная цветочная собака; неузнаваемые с первого взгляда тюльпаны, больше похожие на стеклянные игрушки; 9-метровый паук; скульптура «Высокое дерево и глаз», напоминающее цепь ДНК.
Скульптуры рядом с музеем в Бильбао / Фото google.com
Скульптуры рядом с музеем в Бильбао / Фото google.com
Стоимость посещения: €11 (350 грн).
Время работы: каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 20:00.