Арочно-гравитационная плотина гувера на реке колорадо в сша

Интересные факты

Поднявшись на дамбу, экскурсоводы в первую очередь обращают внимание туристов на часы, украшающие водонапорные башни. На одних – часовой пояс Аризоны, на других – Невады

Во время укрепления стен каньона, тяжелые каменные валуны часто скатывались вниз. Рабочим требовалась защита, впервые при строительстве, они стали применять металлические каски.

Плотина Гувера – единственная крупная дамба США, построенная не рабами, а простыми рабочими. В пределах Боулдер-Сити, на время сооружения плотины, был принят необычный закон, запрещающий проституцию, игорный бизнес и продажу алкогольных напитков. Интересно, что на территории города по сей, день нет ни одного игорного заведения. Хотя рядом находится сверкающий огнями многочисленных казино – Лас-Вегас.

Водохранилище Гувера можно увидеть в следующих фильмах – документальной ленте «Жизнь после людей», фильмах «Университет солдат» и «Трансформеры», в мультсериале «Бивис и Баттхед».

Ежегодно турбины дамбы вырабатывают до 2-х тысяч мегаватт электроэнергии.

Дамба Гувера: зачем построили

Решение о строительстве плотины на реке Колорадо было принято по нескольким причинам:

  • ежегодно река выходила из берегов, затопляя фермерские угодья, особенно расположенные ниже по ее течению;

  • создание нового водохранилища должно было статьи источником питьевой воды для прилегающих районов штата Калифорнии и способствовать развитию земледелия.

Препятствием к возведению плотины служили некоторые разногласия чиновников и руководителей соседних районов, которые требовали равномерного распределения водных ресурсов между потребителями. Вследствие чего был создан комитет из представителей администрации штатов и правительства страны.

В результате в 1928 г. был подписан многосторонний договор, названный Конвенцией реки Колорадо, который с юридической точки зрения четко закрепил права заинтересованных сторон по распределению водных запасов. Первые бюджетные инвестиции удалось получить только через 2 года при президенте Гувере.

Название плотины

?лотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер,
поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном
каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась
«плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия
строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур
объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего
президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся
традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов,
находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина
Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931
утвердил официальное название «плотина Гувера».


Hoover Dam, Colorado river — damiandude @ Flickr

В 1932 Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии
Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность
нового президента администрация США инициировала переименование
дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу
принято не было, однако изо всех официальных документов,
туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский
конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении
плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект,
одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина
носит своё современное имя.


Vkontakte User @ Vkontakte

Как строили плотину

Договор о выполнении работ по строительству дамбы в результате конкурсного отбора достался группе компаний Six Companies, Inc, которых принято называть Большой шестеркой. В мае 1931 года началось строительство, а его окончание пришлось на апрель 1936 года, значительно опередив график. Проект предусматривал применение нестандартных инженерных решений и хорошей организации строительного процесса:

  1. Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
  2. Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
  3. Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
  4. Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени египетских пирамид. Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.

Туристическая памятка

Каждый год плотина Гувера привлекает миллионы зрителей со всего мира. Ее создатели предвидели величие своего детища и продумали памятки для туристов. Ни одна другая плотина не может похвастаться таким количеством украшений.

Уникальность конструкции подчеркивается целостностью стиля ар-деко, в котором выполнено сооружение. В 1928 году это место было включено в Национальный регистр исторических мест Америки.

Упоминание о плотине Гувера часто фигурирует в американских фильмах («Трансформеры», «Универсальный солдат», «Битва за Сан-Андреас») и играх («Том Клэнсис», «Цивилизация»).

История создания

Изначально проблема стояла в том векторе, что фермерские угодья расположенные внизу каньона в периоды наводнения реки затапливало, что, следовательно, уничтожало урожай. Конечно, нельзя упустить и тот момент, что и в политике США стоял вопрос о правах и управлении водными ресурсами, на которые штата было слишком много власти. Названию дамбы как раз был взят одна из конвенций о разделении водных ресурсов, местного министра Гувера, которую назвали в его честь. Это событие положило началом проектирования и строительства плотины. Строительство спонсировало само правительство, ведь иначе проект не мог выжить. Герберт Гувер к тому моменту уже стал президентом США.

Дамба Гувера в США

Плотина Гувера в медиа[править | править код]

Файл:Hoover Dam GTASA.JPG Вид на Плотину Гувера из игры Grand Theft Auto: San Andreas. В верхнем правом углу скриншота есть наклонная мачта ЛЭП

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network. Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV, в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья» («Санься»).
  • Плотина Гувера представлена также в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом художественном фильме «Трансформеры» (2007 год) Майкла Бэя.
  • Плотина Гувера представлена в игре Fallout: New Vegas как «Дамба Гувера» близ города New Vegas. Ряд квестов и развязка игры происходят как раз на дамбе.

Транспортное значение[править | править код]

По плотине проходит шоссе № 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с канадской границей. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствует значению магистрали и объёму пропускаемого трафика. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням. Ситуация должна измениться с ожидаемым в 2008 вводом в строй автомобильного моста через Чёрный каньон (Hoover Dam Bypass), который свяжет верхние части каньона в 500 м ниже по течению чем Плотина Гувера.

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные мачты линий ЛЭП

После террористической атаки 11 сентября 2001 движение автотранспорта через плотину было ограничено. Ряд типов машин с целью исключения провоза взрывчатки подвергаются перед проездом обязательному досмотру, другие осматриваются периодически; для автопоездов (фур) проезд и вовсе запрещён (они направляются в объезд через мост в городе Лафлин, штат Невада). Принятие таких мер подтолкнуло реализацию проекта строительства моста через каньон.

Интересные факты

В городке строителей плотины — Боулдер-сити — на время
строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа
спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся
до 1969, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это
единственный такой город в штате Невада).

  • Строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями
    которой использовались защитные каски.
  • По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след
    верхнего уровня воды, достигнутого в 1983. Причиной столь
    существенного повышения уровня стало необычно высокое количество
    осадков, выпавшее в западной части США как
    результат действия эффекта Эль-Ниньо.
  • Процесс отвердевания бетона, из которого построена дамба, не
    завершён по сей день.
  • Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф
    Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 в процессе выбора
    наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней
    жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать
    лет спустя, упав с одной из водосбросных башен.

История создания

Местные племена индейцев называют Колорадо Великим Речным Змеем. Река берет начало в Скалистых горах, которые являются главным хребтом в системе Кордильер Северной Америки. Каждую весну река, бассейн которой составляет более 390 кв. км, переполнялась талыми водами, в результате чего выходила из берегов. Нетрудно представить, какой огромный ущерб приносили наводнения фермерским хозяйствам.

К двадцатым годам прошлого века вопрос стоял настолько остро, что обуздание разрушительной силы Колорадо стало политическим решением. Многие хотят узнать, зачем построили плотину, а ответ достаточно простой – для контроля над уровнем воды реки. Также водохранилище должно было решить проблему водоснабжения районов Южной Калифорнии и в первую очередь интенсивно растущего Лос-Анжелеса.

Проект требовал серьезных капиталовложений, и в результате дебатов и обсуждений в 1922 году было подписано соглашение. Представителем со стороны правительства выступал Герберт Гувер, будучи в то время министром торговли. Отсюда и название документа – «Компромисс Гувера».

Но прошло долгих восемь лет до момента, когда на амбициозный проект правительство выделило первые субсидии. Как раз в тот период у власти находился Гувер. Невзирая на то, что после изменений проекта было известно, где находится новое место строительства, его до 1947 г. назвали Boulder Canyon Project. Только по прошествии 2 лет после смерти Гувера в 1949 году сенат принял окончательное решение по этому вопросу. С этого момента плотина стала официально носить имя 31 президента США.

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м).

На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км2. Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы.

Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других — горное (со стороны Аризоны).

По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Современное значение и экология

Гидроэлектростанция дамбы Гувера снабжает электричеством ближайшие города штатов Невада, Колорадо и Аризона, в том числе города Лас-Вегас и Лос-Анджелес.

Строительство плотины и создание водохранилища имело большое значение для водного режима реки Колорадо. Искусственное гидротехническое сооружение позволило избавиться от наводнений и разливов. Однако это негативно повлияло на экосистему дельты, здесь образовался соленый лиман. К тому же после прекращения подтоплений сократилась популяция некоторых видов животных, рыб и растений. Максимальный уровень воды в водохранилище был достигнут в 1983 г. вследствие большого количества осадков из-за урагана Эль-Ниньо.

После установки автоматизированной системы управления гидротехническим оборудованием, по мнению специалистов, ГЭС способна работать самостоятельно в течение 2-х лет даже без обслуживающего персонала. Единственной проблемой остаются водоросли, которые поселяются на трубах и добавляют забот сотрудникам станции.

Как добраться

Проще всего добраться до дамбы будет из столицы развлечений Америки, а именно Лас-Вегаса. Это один из необходимых пунктов для посещения там и очень знаменитое развлечение. Кроме того, что сама поездка в пустыню Мохве будет запоминающейся за ее колоритные виды, так еще большее впечатление производит плотина на фоне скал и песка. Доехать до дамбы Гувера вы сможете по трассе 93, если вы едите самостоятельно, а не с экскурсией, то эта дорога будет для вас ориентиром. Большим удовольствием будет и прогулку по мосту дамбы, не удивляйтесь скопищу туристов с фотоаппаратами.

Ника

10

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника

Интересные факты

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Предыстория строительства[править | править код]

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

Герберт Гувер

В итоге в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисса Гувера», открыло путь к осуществления строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. boulder — валун, глыба). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.

Интересные факты

Возведение дамбы проходило практически одновременно со строительством ДнепроГЭСа в Советском Союзе: с 1932 по 1939 гг. В нем даже принимал участие один и тот же американский инженер С. Дж. Томпсон из компании «Дженерал Электрик», который на стройке плотины Гувера отвечал за монтаж генераторов и турбин.

В 1935 г. дамбу посетили знаменитые советские писатели Ильф и Петров, путешествующие по США, которые с восхищением описывали «инженерное чудо», которое позволило перекрыть железобетонной стеной бурную горную реку, текущую между красно-черных скал в гигантском ущелье.

Еще несколько интересных фактов:

  • На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены проституция, употребления алкоголя и все азартные игры. Причем первые 2 запрета были сняты через 40 лет после завершения стройки, а последний остался. Поэтому территория городка остается единственным местом в Неваде, где действует табу на игры.

  • Как одна из популярных достопримечательностей Hoover Dam часто используют в съемках кинофильмов, сериалов и компьютерных игр. Так, в фильме «Супермен» даже показан прорыв дамбы Гувера после землетрясения, чего, конечно, в действительности не случалось.

  • Тем, кто интересуется законами физики, рекомендуется поставить эксперимент и попробовать вылить воду из бутылки, стоя на вершине дамбы. Вопреки законам гравитации, она не будет течь вниз, а улетит вверх. Явление это связано с оригинальной конструкцией плотины, в которой восходящие потоки воздуха выталкивают любые объекты наверх.

  • Изображение дамбы и моста украшает купюру в 1 доллар США.

Подвиг строителей

Стройка пришлась на тяжелое время, когда в стране было множество людей без работы и места жительства. Строительство буквально спасло множество семей, создав несколько тысяч рабочих мест. Несмотря на тяжелые условия и отсутствие в начальный период элементарных удобств, поток нуждающихся в работе не иссякал. Люди приезжали семьями и селились в палатках возле стройки.

Оплата труда была почасовая и начиналась от 50 центов. Максимальная ставка была установлена на уровне $1.25. По тем временам это были приличные деньги, желанные для тысяч безработных американцев. Ежедневно на площадках работало в среднем 3-4 тысячи человек, но помимо этого дополнительная работа появилась в смежных отраслях. Этот подъем был ощутим в соседних штатах, где находились сталелитейные заводы, шахты, фабрики.

По условиям контракта между представителями подрядчика и правительством были оговорены правила, ограничивающие прием на работу по расовой принадлежности. Приоритетом для работодателя являлись специалисты, ветераны военных действий, белые мужчины и женщины. Небольшая квота была оговорена для мексиканцев и афроамериканцев, которых использовали в качестве самой дешевой рабочей силы. Категорически запрещалось принимать на строительство людей из Азии, особенно китайцев. Правительство имело печальный опыт при строительстве и восстановлении Сан-Франциско, где диаспора китайских рабочих настолько разрослась, что стала самой большой в США.

Для строителей было запланировано создание временного городка, но подрядчики скорректировали график, стараясь увеличить скорость строительства и рабочие места. Поселок был возведен только через год. Большая шестерка расселяла рабочих в капитальные дома, наложив на жителей целый ряд запретов. Когда была построена плотина, город смог получить официальный статус.

Для строителей это был нелегкий хлеб. В летние месяцы температура могла долго держаться на уровне 40-50 градусов жары. Проходчики и скалолазы практически каждую смену рисковали жизнью. Официально зарегистрировано 114 смертельных случаев, но в реальности их было значительно больше.

Интересные факты[править | править код]

  • В городке строителей плотины — Боулдер-сити — на время строительства были запрещены проституция, игорный бизнес и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до , а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).
  • Строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.
  • По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в . Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо.
  • Процесс отвердевания бетона, из которого построена дамба, не завершён по сей день.
  • Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре в процессе выбора наилучшего места для стройки. По нелепому стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен.

Плотина Гувера — чудо инженерной мысли

Возведение плотины Гувера закончилось в 1936 году, на два года раньше, чем планировалось. Она была названа в честь экс-президента США — Герберта Гувера. В своё время, то есть в середине 30-х годов прошлого столетия, Гувер Дам являла собой чудо инженерной мысли. В ходе её сооружения было применено множество технических новшеств: для отвода речных потоков от стройплощадки в стенах Чёрного каньона вырубили четыре канала, а сама плотина строилась не в виде сплошного монолита, а как ряд взаимосвязанных трапециевидных блоков — благодаря меньшей площади поверхности бетонная смесь быстрее охлаждалась и затвердевала. Учёные подсчитали, что если бы дамба строилась цельной, то полное застывание бетона завершилось бы через 125 лет.

«Фоллаут: Нью Вегас», дамба Гувера

О популярности сооружения в США свидетельствует включение этого объекта в созданную в 1997 г. компанией Interplay Entertainment компьютерную игру Fallout (в переводе с англ. — «выпадение радиоактивных осадков»). Ее сюжет повествует о жителе из подземного бункера Убежища и его похождениях в целях спасения человечества от нехватки водных ресурсов. Игрок свободно может перемещаться по миру, посещая локации, выполняя задания и сражаясь с злыми силами.

Одна из ее локаций — Fallout: New Vegas, дамба Гувера — является территорией, реконструированной в 2281 г. после ядерной бомбардировки, произошедшей в конце 21 века. Здесь происходят события в соответствии со сценарием ролевой игры, где игроки должны пройти 10 различных квестов, в ходе которых охрана дамбы сражается с пытающимся захватить ее Легионом Цезаря.

Серия Fallout несколько раз попадала в списки лучших игр мира и пользуется большой популярностью среди любителей компьютерных игр, как и ее прототип — дамба Гувера. Ежегодно ее посещают тысячи туристов, приезжающих полюбоваться на грандиозное сооружение.

Транспортное значение

?о плотине проходит шоссе 93 (Route 93), лежащее в
меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с
канадской границей. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не
соответствует значению магистрали и объёму пропускаемого трафика.
Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин,
спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких
поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена
оползням. Ситуация должна измениться с ожидаемым в 2008 вводом в
строй автомобильного моста через Чёрный каньон (Hoover Dam Bypass),
который свяжет верхние части каньона в 500 м ниже по течению, чем
Плотина Гувера.


Vkontakte User @ Vkontakte

После террористической атаки 11 сентября 2001 движение
автотранспорта через плотину было ограничено. Некоторые типы машин
подвергаются перед проездом обязательному досмотру с целью
исключения провоза взрывчатки, другие осматриваются периодически;
для автопоездов проезд запрещён (они направляются в объезд через
мост в городе Лафлин, штат Невада). Принятие таких мер подтолкнуло
к реализации проекта строительства моста через каньон.


Hydroelectric Energy — janie.hernandez55 @ Flickr

Значение проекта

Создание плотины Гувера обошлось Америке в огромную по тем временам сумму – 49 млн. долларов. Всего за пять лет была завершена уникальная по масштабам стройка. Благодаря водохранилищу фермерские хозяйства Невады, Калифорнии и Аризоны на сегодняшний день имеют необходимый запас воды и могут полноценно развивать орошаемое земледелие. Города всего региона получили дешевый источник электроэнергии, что дало толчок к развитию промышленности и росту населения. По мнению историков, со строительством плотины Гувера связано быстрое развитие Лас-Вегаса – игорной столицы Америки, которая за небольшой отрезок времени превратилась из маленького провинциального городка в помпезный мегаполис.

До 1949 г. электростанция и дамба считались самыми большими в мире. Плотина Гувера находится в государственной принадлежности правительства США и играет важную роль в поддержке баланса потребления электроэнергии в западных районах страны. Автоматизированная система управления станцией введена в 1991 году и отлично работает даже без участия оператора.

Плотина Гувера привлекательна не только в качестве уникального инженерного сооружения. Отмечена и ее архитектурная ценность, которая связана с именем известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешнее оформление плотины, водозаборных башен, музея и мемориального комплекса позволили рукотворному сооружению гармонично вписаться в панораму каньона. Плотина – объект чрезвычайно популярный и узнаваемый. Трудно представить человека, который бы отказался сделать фото на фоне такой захватывающей красоты.

Именно поэтому компании и общественные организации любят устраивать в районе плотины Гувера рекламные или протестные акции. Дамба Гувера очень популярна у кинематографистов. Ее спасал Супермен и герой фильма «Универсальный солдат», пытались разрушить хулиганы Бивис и Баттхет. На целостность бетонной стены покушался трогательный Гомер Симпсон и грозная армия Трансформеров. А создатели компьютерных игр заглянули в будущее плотины Гувера и придумали для нее новую форму существования после ядерной войны и всемирного апокалипсиса.

Даже по прошествии десятилетий, с появлением еще более масштабных проектов, плотина продолжает удивлять. Сколько упорства и мужества потребовалось, чтобы создать и выстроить такое уникальное инженерное сооружение.

Транспортная функция плотины

Ежедневно через плотину проезжает от 13 до 16 тыс. человек. На шоссе № 93 движение производится по одной полосе, что ограничивает количество автомобилей. Проезжая извилистый серпантин на спуске, нужно быть крайне внимательным. Так как встречаются крутые повороты с плохим обзором и узкие места.

Для увеличения пропускной способности в 2010 году открылся арочный мост напрямую через ущелье. Сооружение уже нанесено на карте местности и находится в 500 метрах от плотины. Оно названо в честь Майкла О´Каллагана (заслуженного губернатора Невады) и Пэта Тельмана (знаменитого игрока американского футбола из Аризоны).

Главное предназначение моста — отвод основного количества автомобилей от шоссе № 93 из-за случая террористического акта в 2001 году. На мосту расположены по две автомобильные дороги в обе стороны движения.

Описание

Это великое сооружение в США было построено в стиле арт-деко. Высота это мощи составляет 221 метр, и построили его среди каньона, который появился благодаря естественной силе реки. Дамбу действительно считают одним из символов Америки, одним из великих достижений покорения природы и она входит в Национальный регистр исторических мест США. Расположена она среди так называемого Черного каньона и стоит там уже более восьмидесяти лет. В последнее время стойкость дамбы под угрозой, многие говорят что ей осталось немного времени и города вблизи таким образом находятся под угрозой затопления. Так что может это последние месяца, когда можно будет увидеть плотину в том виде в котором она была первоначально.

Дамба Гувера в США

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году. Однако масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.

В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50oС, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи.

Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению.

Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе Саксайуаман в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров. А вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона.

В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены. То есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие места отдыха
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: