Стилизация в пику «размышлению о корнях»
— Нина, какие тенденции можно наблюдать в современной архитектуре Японии и Китая? Вы не раз бывали в этих странах, поделитесь!
— Тенденций в архитектуре Японии и Китая великое множество. Но я бы, в первую очередь, выделила активное освоение собственных, местных традиций. Правда, эти две страны представляют собой два примера разного подхода к традициям, к их актуализации.
Если мы возьмем Китай, то здесь в последнее десятилетие чрезвычайно ярко проявляется тенденция – причем не только в архитектуре, но и в градостроительстве – к имитации собственного архитектурного наследия.
Строятся целые кварталы – не реставрируются, а именно строятся! – в духе традиционной китайской архитектуры. И это присуще как крупным мегаполисам, так и маленьким историческим городкам – таким, как, например, Пиньяо. Там, внутри крепостных стен, невозможна современная застройка в том виде, в котором мы ее понимаем. И львиная доля домов здесь – в историческом духе.
Стилизация, Датун
Возьмем достаточно крупный китайский город – Датун. И тут мы увидим ту же особенность. Я была удивлена, когда в центре Датуна обнаружила целую площадь, застроенную в духе традиционной китайской архитектуры, с масштабным использованием дворцового стиля.
И эта тенденция транслируется на многие китайские города. Причем китайцы считают такое строительство экономически оправданным – ведь это привлекает туристов в китайскую глубинку. Они едут сюда, чтобы посмотреть на традиционную архитектуру, пусть и сделанную совсем недавно.
У китайцев вообще любопытное отношение к историческому наследию. Для них новодел также обладает ценностью. Новое строительство в духе традиционной архитектуры они ценят так же высоко, как и подлинники. В Китае никогда не будут подчеркивать, что та или иная постройка лишь стилизована под старину.
…Не так давно мы с китайскими профессорами-гостями Москвы ездили в усадьбу Царицыно. Я, как историк архитектуры, пыталась ввести разделение: «Вот это вот сохранилось», «…А это отреставрировано», «А это построено заново». Как оказалось, для них эта информация не имеет никакого смысла. Они с огромным восхищением и пиететом взирали на «царицынский новодел» (как известно, дворец в Царицыно – это на 90% новое сооружение – прим. авт.). Для них это было очень ценно – пусть и полностью реконструировано.
В Японии совсем другая ситуация. Японцы свои традиции показывают на значительно более глубоком уровне,и никогда «в лоб». Это выражается в особой организации пространства, наделении этого пространства понятной любому японцу эстетикой. Передаче знаменитой японской полутени, в которой проявляется красота всех вещей.
Можно не читать Танидзаки Дзюнъитиро (автора программного эссе о японской эстетике «Похвала тени»), но если ты японец, ты всегда воспитан в духе определенных представлений о том, что такое красиво. Грамотно организованное пространство, с точки зрения японца, должно быть лишь слегка освещено. Это должен быть мягкий рассеянный свет. И никогда – кромешная темнота или яркое солнце.
Создание промежуточных зон, зон между внутренним и внешним пространством, – также чрезвычайно характерно для японского дома. Это, действительно, восприятие пространства таким, каким оно существовало в Японии на протяжении многих веков.
Справедливости ради, замечу, в Китае тоже потихоньку развивается «тонкий подход» к национальным традициям. В качестве примера можно привести Ван Шу – одного из наиболее ярких китайских архитекторов на сегодняшний день, лауреата Притцкеровской премии. У него вы так же не найдете работ, где бы традиция передавалась «в лоб». Зато есть тончайшие «отсылы» к традициям – на уровне символов, материалов, даже обработки камня.
Исторический музей, арх. Ван Шу
Стать серьезным мастером Ван Шу помогло то, что в молодости, в годы кризиса, он остался практически без работы. Не было заказов, не было денег. Многие уезжали в провинцию, чтобы выжить. Отправился туда и Ван Шу. Он учился у каменщиков, плотников, резчиков своей страны. Перенимал опыт. В итоге, сумел воплотить в своих произведениях какие-то очень значимые для китайцев ценности их национальной культуры. Например, при проектировании исторического музея в Нинбо, архитектор черпал вдохновение в основах традиционной эстетики: в горах и воде. Река, протекающая рядом со зданием музея, была включена в его художественный образ, а олицетворением горы стала сама постройка. При этом, фактурность фасада, также как и использование «вторсырья» стали визитной карточкой мастера.
Дома сейчас
Изменения
Современные реалии диктуют свои условия, технологии не стоят на месте, появляются все новые материалы взамен старым, и это, конечно же, отражается на архитектуре.
Можно проследить несколько тенденций, изменивших облик традиционных домов:
- На смену одноэтажным зданиям приходят дома в 2-3 этажа.
- На размер жилья влияет размер семьи – родители стараются, чтобы у каждого ребенка был отдельный уголок.
- Из-за жаркого и влажного климата дома делают более открытыми, «дышащими».
- В некоторых регионах, подверженных землетрясениям и цунами, жилища возводят на сваях.
- Разрешается только каркасное строительство из дерева, железобетона.
- Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше зданий в стиле футуризма с нестандартной геометрией и планировкой.
- Популярность набирают купольные дома – выполненные из технологичного пенопласта в форме полушара, они по свойствам ничем не уступают привычным сооружениям.
- В современном интерьере традиционные татами начинают соседствовать с классическими западными диванами, софами, кушетками.
Купольные дома в Японии
Современные нока
В сельской местности изменения во внешней и внутренней отделке домов не такие явные, как в городе. Здесь жилища остаются довольно традиционными, еще встречаются соломенные крыши и бамбуковые внешние стены.
Средняя площадь деревенского дома – 110-130 кв.м. Здесь помещается гостиная и 4-5 спален. Кухня и столовая с очагом камадо для приготовления пищи по обыкновению расположены отдельно, на террасе.
Городские дома
На сегодняшний день в городах чаще всего для зданий используют кирпичные, железные, бетонные, битумные материалы. В черте города или в непосредственной близости к нему не так много свободных земель, как в деревнях, поэтому дворы узкие и вытянутые.
Современный японский дом
На размерах зданий подобная стесненность в пространстве тоже сказывается – они редко превышают 80 кв.м. Здесь помещаются спальни, гостиная, кухня и даже помещение для торговли или мастерская, если хозяевам они нужны. Под крышей надстраивают чердак, чтобы оборудовать место для хранения.
Квартиры
Японцы в стремлении к хорошей жизни, престижной профессии, стабильно высокого заработка повально устремляются в крупные города, в частности в Токио. Высокая плотность населения и относительно небольшая площадь заставляют строить высотные жилые дома с малогабаритными квартирами.
Площадь обычной такой квартиры в среднем составляет 10 кв.м., что само по себе заставляет проявлять смекалку и чудеса логистики.
В одной комнате помещаются:
- прихожая;
- огороженный совмещенный санузел;
- спальня;
- кухонная зона;
- встраиваемые решения для хранения;
- балкончик для сушки одежды.
Люди побогаче могут позволить себе просторную по японским меркам квартиру в 70 кв.м. или дом в частном секторе в черте города.
Самурайский дом
Самурайский дом был огорожен воротами: чем они больше и чем лучше украшены, тем выше статус самурая. Основу конструкции дома составляют опорные колонны, дом имеет прямоугольную форму и сам поднимается на сваях на 60-70 см от земли, что защищает его от влаги и плесени.
Рис. 4 Самурайская резиденция |
Дом визуально напоминает дом с каркасной занавеской, но сносится только частично в зависимости от сезона. Внешние стены, которые выходят на улицу, являются неподвижными и неподвижными, а стена со двора сдвигается. Эту стену называли амадо (amado), она похожа на щит из сплоченных широких досок, установленных в холодные дни или ночью сёдзи .
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на “человека сидящего”. Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Дверь Фузума
Фусума — это деревянная рама, склеенная с обеих сторон бумагой васи. Более богатая японская шелковая отделка дверей. Открытие двери фусума осуществлялось аналогично двери седзи, то есть по принципу двери купе. Дверь fusuma была оснащена встроенной ручкой, дизайн которой также был предметом особого внимания.
Рис. 34 Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, еще одна интересная фотография подвижных перегородок из дома-музея в Камамуре, Япония и аналогичного дизайна уже в современном доме.
Использование деревянных решеток при создании мебельных фасадов уже указывает на японский стиль. На фото ниже показано интересное дизайнерское решение в этом стиле при создании подставки для техники.
Дизайн интерьера
Внутреннее оформление традиционного жилища в Японии должно соответствовать определенным правилам. Первое — использование материалов, характерных для местной природы. Использование натурального дерева и бамбука легко объяснить их доступностью, что позволяет не ограничиваться в потреблении. Соломенная крыша хоть и изнашивается за год, легко меняется и не оказывает значительной физической нагрузки на статичные укрепления минка. Татами также делается из соломы, так как в качестве напольного покрытия она хорошо сохраняет тепло, забирает лишнюю влагу и быстро меняется при необходимости. Рисовая бумага — единственный строительный материал, который требует предварительного изготовления.
Второе правило японского стиля — минимализм. В доме не должно быть лишних предметов, которые не используются ежедневно. Стены из раздвигающихся перегородок иногда расписываются иероглифами или рисунками в некоторых местах. Единственная декоративная зона располагается около очага, где члены семьи и гости готовят и едят. Здесь обычно ставится ваза, около которой в специальном небольшом углублении вешается папирус с декоративной росписью или стихом. Также дизайн интерьера не предполагает много мебели. Низкий обеденный стол и горелка для приготовления еды — все, что можно найти в японском доме. Кроме этого в каждой комнате, используемой в качестве спальни, располагается шкаф. В нем хранится соломенный матрас, одеяло и подушка. Эти предметы используются как кровать и убираются каждое утро.
Цвета в обстановке
Основные цвета классического интерьера в Японии — светлые оттенки рисовой бумаги и бамбука, сочетающиеся с темными древесными оттенками. Для большего разнообразия на статичных стенах изображают рисунки или иероглифы, однако их цвет вторит общему цветовому стилю.
Старинные японские дома отражают философию народа страны. Они приспособлены под местные условия существования. Однако европейскому или русскому человеку такой уклад будет непривычен
Особенность, на которую обращают внимание жители других регионов, — приспособленность быта к положению сидя. Необходимые действия выполняются, не вставая
Это касается и приготовления еды. В то же время высота потолков никак не ограничивает передвижений. Это отличает японский дом от европейского.
Современное японское жилище выглядит немого иначе. Здесь есть облегченные каркасные кровати и другая малогабаритная мебель. Однако быт все же остается непривычным для проживания в нем других народов.
Японское традиционное деревенское жилище
Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.
Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.
В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.
И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.
Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.
Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и традиционные жилища других народов, он соответствовал условиям окружающей природы.
Коридор или генкан в японском доме
В японском доме есть что-то похожее на прихожую, которую мы понимаем. Заслуживает внимания большая разница в высоте между входом и переходом в дом. Такая капля имеет особое культурное значение и действует как «воздушный шлюз», который отделяет интерьер дома от отопления и холодного, неотапливаемого входа.
Практически у каждого генкана есть обувной шкаф и скамья гетабако. В этом углу японцы оставляют свои туфли и надевают тапочки.
Еще несколько фотографий Генкана, но в современном варианте. Я добавляю фото, потому что тема минимализма в мебели мне интересна. Яркие цвета и много дерева напоминают скандинавский стиль.
Особенности жилища японца
Традиционный дом японских простолюдинов называется Минка. С древних времен именно такие жилища строили себе ремесленники, торговцы и все, кто не относился к знатному сословию или самураям. Минки в свою очередь делятся на:
- матии – дом городского жителя;
- гёка – сооружение, в котором проживали рыбаки и их семьи;
- нока — традиционное крестьянское жилище;
- гассё-дзукури – дом, который возводили в горных районах.
Кровлю в нока делали из дранки или соломы. В матии для этого используют плитку и черепицу.
Восточный стиль в строительстве домовИсточник ooogidrostroy.ru
Хоть минка и является постройкой, характерной для средневековой Японии, в которой жили простолюдины, сегодня этот термин принято использовать для всех строений в японском стиле. К особенностям такого жилища относят:
- Использование недорогих материалов.
- Крыша, независимо от того, сделана она из черепицы или соломы, должна опираться на деревянные балки. При этом она может быть сделана полностью прямой, приподнятой или заостренной в углах.
- Стены дома делают из дерева или глины. Причем внутренних перегородок внутри минки нет. Вместо них могут использовать передвижные ширмы, представляющие собой деревянную раму с прикрепленной внутри рисовой бумагой.
- Фундамент делают из камня.
- Пол в японском доме земляной или деревянный, который приподнимают на сваях, высотой 50-70 см.
- Мебели в японских домах очень мало и вся она сделана из натурального массива дерева. Шкафы чаще всего делают встроенными. Так же в каждом минки есть небольшой столик котацу, состоящий из 3 основных элементов (опора или подставка и столешница между которыми находится матрас футон). Под котацу часто находится отопительный прибор (очаг). Все ценности здесь хранят в массивном сундуке на колесах тансу. Его достоинством является мобильность. В случае пожара или другой опасности, его очень легко эвакуировать.
- Окна и двери в японском доме деревянные или сделанные из бумаги васи. Исключением является входная дверь.
- В качестве декора используют картины, икебаны.
- Японские дома чаще всего делают приподнятыми. Сооружения имеют высокую крышу, а дымоходов в них практически не бывает.
Клумбы в сады возле дома в японском стилеИсточник proecty-domov.ru
В прошлом, дома в Японии были одноэтажными, но сегодня можно встретить проект дома в японском стиле из нескольких этажей. На архитектуру этой страны огромное влияние оказали особенный рельеф и климат. В связи с высокими показателями влажности и температуры, строения здесь максимально открытые, что позволяет сделать их светлым и обеспечить приток воздуха внутрь.
Так как в стране восходящего солнца часто бывают землетрясения или цунами, то строения часто делают на высоких сваях, помогающих смягчить толчки. В связи с этим крыши в японских домах всегда делали максимально легкими, что позволяло обезопасить их жильцов в случае обрушения кровли во время стихийного бедствия.
Строительство домов в японском стилеИсточник evrookna-mos.ru
Еще одной особенностью японского дома можно считать чистоту. В прошлом, японцы обитали практически на полу (спали, принимали пищу). Поэтому хаос и грязь здесь недопустимы. В японских семьях до сих пор сохранилась традиция, надевать специальные тапочки перед входом в туалетную комнату. А благодаря тому, что здесь присутствует минимальное количество мебели, поддерживать порядок очень просто.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
В Китае, как и в Древней Индии, строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости. Кстати, как сейчас применяются те же материалы в отечественных проектах можно посмотреть на сайте и сравнить все конструктивные приемы ради интереса.
Элементы природы в интерьерах японского стиля
Японская культура насыщена любовью и уважением к природе. Лучший способ поддерживать прочную связь с окружающим миром — это привнести природные элементы в своё жилище.
Добавление традиционных японских растений, таких как бонсай и бамбук, в ваш дом придаст ему небольшой культурный оттенок Японии. На самом деле, вы можете добавить любую разновидность сочной зелени и достичь аналогичного эффекта. Подумайте и о том, чтобы приобрести такие растения, как пальма или орхидея. Но помните, что в японском доме не типично видеть много ярких цветочных композиций, так что, какое бы вы ни выбрали растение, оно должно быть простым, естественным и зеленым.
Чтобы единение с природой чувствовалось более тесным, в японских домах делают большие окна, которые позволяют смотреть на окружающий мир и любоваться им. Подобно спальне, представленной на фото ниже, большая раздвижная стеклянная дверь придаст спокойный и естественный вид помещению.
Известные архитекторы Японии
Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет.
В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали
готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно
Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака,
резиденция Дзинпукаку).
Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с
современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс
Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.
Известные современные архитекторы:
- Кэнго Кума (Музей искусств Сантори,
Пластмассовый дом в Токио); - Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO
2000, Картонный собор в Крайстчерче); - Тойо Ито (центр Mikimoto House в
Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).
Современная японская архитектура не стоит на
месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не
теряя традиционные черты и уникальность.
Древность
Древние сооружения – постройки до IV века н. э. В основном это жилые дома, о которых история сохранила очень мало сведений. Первоначальные японские сооружения возводились из земли и дерева. Поэтому многие из них были утрачены из-за стихийных бедствий, влажного климата, пожаров, войн. Глиняные модели, изображения на бронзе, результаты археологических раскопок кратко рассказывают об архитектуре древности.
Период Дзёмон
Историческая эпоха длилась до 300 г. до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники жили в землянках, которые назывались тата-ана-дзюке. Жилище состояло из ямы с утрамбованным земляным полом и соломенной крыши, которую поддерживал деревянный каркас. Стекающую по крыше воду можно было собирать в ёмкости. Целая деревня таких домов расположена на горе Маруяма района Саннай города Аомори.
Тата-ана-дзюке
Период Яёй
Историческая эпоха Яёй продолжалась с 300 г. до н. э. по 250 г. н. э. Это время широкого распространения рисоводства. Появляются постоянные поселения с жилыми помещениями, складами, деревенскими заборами, сторожевыми башнями. Постройки с приподнятым полом и двухскатной крышей назывались такаюка. Они надежно защищали зерно от влажности, грызунов. Также подобные сооружения служили жилищами для вождей и особо почитаемых членов племени.
Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага – место для знакомства с поселением периода Яёй.
Такаюка
Период Кофун
Историческая эпоха Кофун длилась c III в. н. э. до VI в. н. э. В это время начали возводить курганы-кофун – громадные усыпальницы знатных людей и местных правителей. Древнейшие из них – круглые или четырёхугольные насыпи. Позже появились многоступенчатые могильные холмы, похожие на замочные скважины. Их окружали по периметру рвом с водой. Насчитывается более 10000 подобных захоронений.
Курган-кофун
Дом
Изменения
Современная реальность диктует свои условия, технологии не стоят на месте, новые материалы появляются вместо старых, и это, конечно, влияет на архитектуру.
Вы можете следить за несколькими тенденциями, которые изменили облик традиционных домов:
- При смене одноэтажных зданий приходят дома в 2-3 этажа.
- Размер дома зависит от размера семьи — родители стараются дать каждому ребенку отдельный угол.
- Из-за жаркого и влажного климата дома становятся более открытыми, «дышащими».
- В некоторых регионах, подверженных землетрясениям и цунами, дома строятся на сваях.
- Допускается только каркасная конструкция из дерева, железобетон.
- Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше футуристических зданий с нестандартной геометрией и планировкой.
- Дома с куполом набирают популярность — они выполнены из высокотехнологичного полистирола в форме полусферы, они ничем не уступают обычным конструкциям.
- В современном интерьере традиционные татами начинают сосуществовать с классическими западными диванами, диванами и диванами.
Купольные дома в Японии
Современный нокаут
В сельской местности изменения внешнего и внутреннего убранства домов не так очевидны, как в городе. Здесь квартиры остаются довольно традиционными, соломенные крыши и бамбуковые наружные стены все еще присутствуют.
Средняя площадь загородного дома составляет 110-130 кв. Она состоит из гостиной и 4-5 спален. Кухня и столовая с очагом Камадо для приготовления пищи обычно располагаются отдельно на террасе.
Таунхаусы
В настоящее время кирпич, железо, бетон и битумные материалы чаще всего используются в зданиях. В городе или вокруг него не так много свободных мест, как в сельской местности, поэтому верфи узкие и вытянутые.
Подобные ограничения в пространстве также влияют на размеры зданий — они редко превышают 80 квадратных метров. Здесь находятся спальни, гостиная, кухня и даже помещение для торговли или мастерской, если владельцы нуждаются в них. Чердак построен под крышей, чтобы оборудовать складские помещения.
Apartamenty
Японцы, стремясь к хорошей жизни, престижной профессии и неизменно высокой заработной плате, собираются в крупных городах, особенно в Токио. Высокая плотность населения и сравнительно небольшая площадь заставляют строить высокие жилые дома с небольшими квартирами.
Средняя площадь такой квартиры составляет в среднем 10 м2, что само по себе делает логистику и чудеса изобретательными.
В одной комнате находятся:
- вестибюль;
- совмещенная огороженная ванная комната;
- спальня;
- кухня;
- встроенные решения для хранения;
- балкон для сушки белья.
Более богатые люди могут позволить себе просторную квартиру площадью 70 кв. или дом в частном секторе в городе.
Интерьер в японском стиле — жизнь на полу…
Европейскому человеку нелегко приходится в японском интерьере. Потому что тут все рассчитано для жизни на полу, все предметы, находящиеся в комнатах расположены так, что ими удобно пользоваться сидя. В японской планировке минимальное количество комнат, которые необходимы для жизнедеятельности человека и используются в основном для защиты от солнца или непогоды.
До настоящего времени японцы сохраняют традиционные параметры жилища, не смотря на новые технологии. Циновка татами служит своеобразным модулем для организации пространства (90х180х5 см). Изготавливают их из длинных соломенных ленточек, набивают соломой, потом обшивают полосой из материи. Их использование повсеместно.
Про японские дома: старые минка
Огромная часть японцев раньше проживали в скромных деревянных домах. Некоторые из них прекрасно сохранились и до нашего времени. Конечно, для сегодняшних жителей они уже не актуальны. Большинство из них проживают в небольших частных коттеджах или в современных многоквартирных многоэтажках.
Как выглядела и из чего состояла традиционная минка?
- Основа дома, или его костяк, изготавливался из дерева.
- Стены снаружи отделывались бамбуком и обмазывались глиной.
- Вместо стен внутри здания использовались специальные скользящие ширмы.
- Маты татами и циновки мусиро применяли для изготовления крыши.
В зависимости от региона дизайн строений мог меняться, кое-что совершенствовалось со временем. Но главное оставалось неизменным – это было недорогое и максимально простое жилье, способное защитить семью от непогоды.
Более богатые люди, торговцы и зажиточные крестьяне, могли использовать более дорогие материалы – обожженную черепицу, качественное дерево, прочный камень.
Сегодня японская минка является, скорее, традицией, которая очень интересует многих приезжих.
Сёдзи — межкомнатные раздвижные двери в японском стиле
Название традиционной японской двери имеет китайские корни и применяется также для обозначения раздвижных перегородок и окон. Классическая сёдзи представляет собой прочный каркас из древесины или бамбука, между сторонами которого расположены горизонтальные и вертикальные рейки. Пространство между рейками закрыто тонкой бумагой, изготовленной по особой технологии. В современных моделях «под сёдзи» бумагу могут заменять более прочные материалы: натуральное или искусственное стекло, или же листы тонкой матовой пластмассы.
Японская бумага, используемая при изготовлении перегородок, производится из смеси особого сорта древесной коры, бамбука и зерновых культур, в число которых входит рис. Именно наличием рисовой соломы в составе объясняется народное название бумаги – рисовая. Официально же она именуется – васи. Настоящая бумага васи производится натуральным способом, а её белоснежный цвет – результат воздействия солнечных лучей и снега. Полученный без воздействия химических средств материал, считается гипоаллергенным и экологически чистым.
Благодаря сочетанию компонентов и особой технологии изготовления, васи имеет высокую прочность и гибкость. К тому же, она имеет ряд дополнительных полезных свойств:
- очищает воздух вокруг себя;
- впитывает избытки влаги;
- регулирует температурный режим в помещении;
- защищает комнату от слишком яркого солнца.
Однако настоящую японскую бумагу все реже применяют для производства дверей, заменяя на искусственные материалы или стекло. Причиной этому стала дороговизна специфического материала и сложность ухода за ним.
Современные технологии привели к замене материала створок, но никак не сказались на их конструкции. Межкомнатные дверные полотна, к слову сказать, раздвижные, все так же имеют вид прямоугольной рамы, и разделяются на четырехугольные сегменты пересекающимися рейками.
Иногда японскими дверями называют, похожие на них конструкции фусума, полотна которых двигаются по направляющим сверху и снизу. Бумага на створках этих дверей наклеена с двух сторон каркаса и иногда может заменяться шелковой тканью. Перегородки фусума, как правило, используют для разграничения больших помещений на зоны.
Известные архитекторы Японии
Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку).
Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.
Известные современные архитекторы:
- Кэнго Кума (Музей искусств Сантори, Пластмассовый дом в Токио);
- Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO 2000, Картонный собор в Крайстчерче);
- Тойо Ито (центр Mikimoto House в Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).
Современная японская архитектура не стоит на месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не теряя традиционные черты и уникальность.
Технические характеристики раздвижных перегородок
Система | Звукоизоляция, дБ | Высота min-max, м | Толщина, мм | Кол-во роликов | Дверь | Заполнение перегородки | ||||||
1 | 2 | однопольная | двупольная | ЛДСП/МДФ+шпон/МДФ+RAL/МДФ+пластик | МДФ+ткань | Стекломагнезит + RAL | Стекломагнезит + пластик | Стекло | ||||
Smart Wall H5K | 32 | 1,8-4 | 85 | Да | Да | Нет | Нет | 8 мм | 8 мм | 12 мм | 12 мм | Нет |
Smart Wall H5F | 37, 37 | 1,8-4 | 85 | Да | Да | Нет | Нет | 8 мм | Нет | 12 мм | Нет | Нет |
Smart Wall H5 | 37, 42 | 1,8-4 | 100 | Да | Да | Да | Нет | 16 мм | Нет | Нет | Нет | Нет |
Smart Wall H7K | 42, 48,54 | 1,8-7 | 100 | Да | Да | Да | Да | 16 мм | 16 мм | 12 мм | 12 мм | Нет |
Smart Wall H7 | 42, 48,54 | 1,8-7 | 113 | Да | Да | Да | Да | 16 мм | 16 мм | Нет | Нет | Нет |
Smart Wall G5 | — | 1,8-3,5 | 40 | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | 10-12 мм |
Smart Wall WG5 | 37 | 1,8-3 | 85 | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | 6 мм |