Трагедии на плотине Гувера
К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек.
Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо.
Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.
В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».
Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.
Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.
Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт. Его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.
В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».
Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.
Интересные факты про Плотину Гувера
некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно». Но проведя переговоры, все же пришли к согласию
Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов
В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире
Объезд Дамбы Гувера
На вершине плотины Гувера проходила шоссейная дорога 93, соединяющая Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы. В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических актов 11 сентября 2001 года, чтобы отмстить террористам. Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м.
На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали. Развлечения на плотине Гувера Прошло 75 лет после открытия плотины Гувера, но это грандиозное сооружение по-прежнему привлекает путешественников. Плотина Гувера стоит на границе двух штатов, расположенных в разных часовых поясах. На водосбросных башнях установлены часы, одни из них показывают время правобережного штата Невада, другие — время левобережной Аризоны. По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха. Здесь можно покататься на лодке и водных лыжах, заняться рыбалкой или позагорать на пляже.
История строительства
На заре 20 столетия местные власти решили построить на реке Колорадо огромную плотину. Так как в последнее время она стала доставлять жителям долины все больше проблем – талый снег, стекающий с гор, переполнял реку, и она затопляла часть окрестных земель. Возведение дамбы могло бы избавить от массы неудобств — укротить Колорадо и наладить водоснабжение в Калифорнии. Разрабатывая проект плотины, перед инженерами встала непростая задача. Дамбу нужно было поставить в таком месте, которое было бы выгодно всем. Чтобы не дай бог не оставить какой-нибудь район без воды. Строительство началось в 1931 году. В это время в США разразилась Великая депрессия. Безработица заставляла людей бросать насиженные места и браться за любую работу. Сооружение дамбы было тяжелым и опасным трудом. Прежде чем возвести бетонную арку, требовалось укрепить стены каньона. Несчастные случаи были не редкость. Многие погибали – кто утонул, другие отравились угарным газом. Рядом со строительной площадкой решено было построить небольшой рабочий городок Боулдер-Сити. Первое время люди ютились в палатках и терпеливо ждали удобного жилья. Город был построен только через полгода после начала возведения плотины. Праздничное открытие водохранилища состоялось в 1935 году. А спустя пару лет она стала одним из самых популярных туристических мест. Каждый год сюда приезжают толпы туристов, чтобы насладиться этим грандиозным рукотворным творением.
Транспорт
Данную достопримечательность посещают все туристы, путешествующие в Лас-Вегас или Большой Каньон. Сооружение располагается в 48 км от города. Для тех, кто не знает, как попасть на дамбу Гувера, есть четкие указания: следовать по трассе № 93. Парковок рядом с Hoover Dam есть две: одна платная (20 долл.), другая — бесплатная, расположена на дальней части дамбы уже в штате Аризона.
По дороге вокруг шоссе на всем пути видна только пустыня, а затем каменистые горы и ущелья. А с расположенного рядом моста О’Каллагана открывается впечатляющий вид на плотину и все строения дамбы.
Шоссе и мост также имеют свою интересную историю. В 20 веке через территорию дамбы Гувера проходило шоссе, которое связывает Аризону и границу с соседним государством Мексикой. Но прилегающие части трассы не соответствовали современным требованиям по количеству пропускаемых автомобилей и другого транспорта. К тому же в узких местах дорога имела крутые повороты повышенной сложности и плохой обзор.
После терактов 2001 г. в Нью-Йорке в США был введен строгий досмотр всех автомобилей, что существенно повлияло на замедление и проходимость транспорта, способствовало увеличению пробок. В 2010 г. на расстоянии 500 м от дамбы было закончено строительство моста О’Каллагана-П. Тиллмана, что позволило уменьшить поток автомобилей, следующих через плотину и сделать объезд дамбы.
Название мосту было дано в честь экс-губернатора шт. Невада Майка О’Каллагана и знаменитого футболиста Пэта Тиллмана, вступившего после завершения спортивной карьеры в армию США после терактов 11 сентября 2001 г.
Грандиозное арочное сооружение имеет длину 580 м и высоту 270 м, стоимость строительства составила 240 млн долл. Ежедневно через него проезжает 17 тыс. единиц транспорта.
Архитектурные особенности
Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.
Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.
На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.
С чего все началось
В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо — плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес — 6,6 млн тонн.
В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера. Кстати, его указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.
Постройка туннеля, отводящего основной поток реки
Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв.
После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.
Факторы, которые повлияли на расположение плотины
- Геологическое строение каньона.
- Глубина основания скальной породы на дне реки.
- Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
- Близкое расположение густонаселенных районов.
- Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.
Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.
Процесс стройки дамбы
К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.
Описание и технические данные
Как видно на приведенных фото, дамба Гувера представляет собой грандиозное сооружение из бетона высотой с 70-этажный дом (221 м). Она является второй по величине в США. Ее строительство позволило создать огромное водохранилище, которое позволяет контролировать уровень воды и паводки, снабжать водными и энергетическими ресурсами прилегающие штаты Калифорния, Аризона и город Лас-Вегас, относящийся к штату Невада.
Для отвода реки и создания стройплощадки в скалах было вырублено 4 канала. При сооружении было использовано много технических новшеств. Плотина представляет не сплошной монолит, а ряд трапециевидных блоков, взаимосвязанных между собой. Использованный метод позволил ускорить процесс застывания бетона.
Рытье котлована для электростанции и основного водохранилища велись одновременно и были завершены к 1933 г. Окончание всего строительства произошло в 1936 г., намного быстрее, чем было запланировано.
Первые генераторы для производства электричества установили в 1937-м, сейчас их насчитывается 17, общая мощность достигает 2074 МВт. В 1990-е годы была проведена модернизация и компьютеризация системы получения электроэнергии.