Остров Кюсю: достопримечательности
Фукуока – это вечно молодой и бурлящий город. Ночные клубы, музеи высоконаучных технологий и традиционная японская культура уживаются здесь бок о бок. Здесь можно сходить на представление в театры Кабуки и Но, а также пообщаться с роботами новейшей конструкции в Robosquare. Хорошо также осмотреть Фукуоку с высоты птичьего полета, поднявшись на 234-метровую башню. В Кумамоту обязательными к посещению являются храм Фуджисаки, замок и сад Суйдзендзи. Кюсю славится на всю Японию своими термальными источниками. Чтобы понежиться в них, следует отправиться на курорт Беппу. Наиболее известным является комплекс горячих источников под зловещим названием «Девять адов». Если вам по душе горный трекинг, отправляйтесь на южную вулканическую цепь Киришима. Ну а если вы – поклонник серфинга, съездите на пляжи Миядзаки.
Что дальше?
Мой план предполагает, что вы из Такатихо доезжаете до аэропорта Кумамото и улетаете, например, в Токио. Но есть несколько вариантов. Можно вернуться в Нобеоку и на поезде (уже без JR Pass) доехать до города Миядзаки, чтобы побывать уж совсем во всех столицах провинций Кюсю, а потом улететь оттуда. Можно из Такатихо поехать на автобусу в Фукуоку (что долго, но мало ли). Наконец, можно построить хитрый маршрут и доехать на автобусах от Такатихо до деревни Курокава Онсен. От Такатихо также недалеко до вулкана Асо. Вокруг полным-полно мест с красивыми водопадами или горячими источниками, так что просто открывайте Интернет и изучайте что где!
Почему я не включил в план Курокаву? Потому что идея этого маршрута – быстро и оптимально по деньгам посмотреть все главное на Кюсю. До Курокавы надо специально ехать на автобусе и делать крюк. Поэтому туда я рекомендую отправляться или в дополнение к моему плану, или как отдельную вылазку в романтическое путешествие конкретно в Курокаву (я так делал и планирую еще).
Курокава прекрасна.
Если спешить и вписываться в JR Pass неохота, зато охота осмотреть Кюсю подробнее, то я рекомендую остаться на два дня в Нагасаки, на два дня в Беппу и на два дня в Такатихо, а если есть возможность – еще и съездить на два дня в Якусиму (об этом чудесном острове я еще напишу подробнее). Также можно один день потратить на Миядзаки, а еще один – на Фукуоку и Дадзаифу.
Еще немного поезда Yufuin no Mori.
По деньгам за гостиницы вы потратите в среднем 12 тыс. иен на двоих (с учетом одного шикарного рёкана с кайсеки). На транспорт уйдут 18 тыс. иен за JR Pass и еще где-то 6-8 тыс. иен на автобусы (если ограничиваться планом). В целом все расчеты по деньгам похожи на любой другой из моих планов, поэтому можно ориентироваться на тот же общий бюджет за две недели (из которых одну вы проведете на Кюсю, а еще одну – где-нибудь еще) в 200-300 тыс. рублей на двоих (абсолютно все расходы включены).
Самостоятельные путешествия – это нестрашно и очень интересно! А если есть вопросы – задавайте их в телеграм-чатике. И рекомендую подписаться на основной телеграм-канал с фактами о Японии.
Ну и FAQ о путешествиях в Японию читайте.
Откуда столько кошек на острове?
В поздний период Эдо (18-19 век) во многих частях Японии выращивали шелковичных червей, которых активно использовали для производства шелка. На острове Тасиро также процветало выращивание таких червей.
Изначально люди держали кошек, чтобы изгнать мышей, которые в свою очередь питались шелковичными червями. К тому же, в японской культуре считается, что кошки приносят удачу. А рыбаки стали наблюдать за поведение кошек и выяснили, что те способны предугадывать погоду и даже поведение рыб.
Со временем популяция кошек стала увеличиваться. А вот число людей, живущих на острове, наоборот стало сокращаться. На сегодня здесь проживает не более 100 человек (хотя в 1950-х годах было около 1000). Кошек же на острове в разы больше. По самым скромным подсчетам пушистых и мяукающих жителей здесь в 6 раз больше.
Интересный факт – на острове кошек нет собак. К тому же сюда запрещено их привозить по вполне понятным причинам.
Кстати, в той же Японии есть еще один удивительный остров Кроликов. Как вы думаете, почему его так называют?
День 4. Фукуока-Юфуин.
Хотя Фукуока – крупнейший город на Кюсю, на самом деле ему можно уделить минимум внимания. Например, заехать с утра, оставить вещи на вокзале (на всякий случай: вокзал Фукуоки называется Хаката) и сходить пожрать тонкоцу-рамен. Возможно, это будет период цветения глициний или космеи, и вам захочется в парк с цветами, но космеи можно посмотреть и у парка Ёсиногари.
Жирный тонкоцу-рамен – фирменное блюдо Фукуоки.
На всякий случай лайфхак. Когда я был в Фукуоке, цена на обычный отель почему-то с привычных 10 тыс. иен скакнула до 20 тыс. Поэтому я селился в соседнем городе Кокура за 6 тыс. Всегда так делайте!
Но вообще ваш настоящий пункт назначения – онсенная деревня Юфуин, о которой я писал вот здесь, долистайте вниз только. Если тонкоцу-рамен не нужен, то на Фукуоку можно вообще забить и поехать из города Сага сразу в Юфуин (с пересадкой в Тосу).
Типичный пейзаж в Юфуин.
Туда везет красивейший поезд Yufuin no Mori. Есть еще поезд Yufu, он чуть попроще, меньше приспособлен для разглядывания местности. Оба входят в JR Pass.
Поезд намеренно провозит по самым красивым частям Кюсю и притормаживает перед водопадами. Проводники даже предлагают помощь с селфи.
Юфуин – прекрасное место, тихая онсенная деревушка, где вдалеке виднеется гора Юфу, но сама местность – равнинная. Одно удовольствие гулять.
Озеро Кинрин. Автор фото – 오유빈.
То есть, сувениры-еда-храмики – это все тоже есть, но мне нравится, что это очень традиционная Япония. Идешь вдоль реченьки, рядом – рисовые поля, а из реченьки вдруг взлетает цапля и летит куда-то по своим цаплиным делам. Отлично.
Ну и, конечно, рёканам полное раздолье, потому что места много. Есть, например, приватные ванны с уточками.
А есть внезапно которёкан Waraneko (на Booking его временно нет, поэтому даю ссылку на Агоду)! Снаружи он обычный.
Потому что-то начинаешь замечать.
Даже на завтрак – коты!
Так что посидел в онсене…
И пошел тискать котов!
Напомню, что я жил вот тут, но которёкан я нашел случайно за 1 минуту, так что просто изучайте, что есть в окрестностях. Наверняка будет что-то прикольное.
Yufu Dream Museum. Автор фото – Asikas Chang
Так что приезжаете в первой половине дня, немного гуляете по окрестностях, потом ужинаете (можно в рёкане, можно в ресторанчиках у станции), наслаждаетесь идеальным онсенным отдыхом. Кайф.
Хонсю
География и демография
Остров Хонсю превышает по размерам всех своих соседей по архипелагу. С площадью 228 тыс. кв. км этот остров не затерялся бы и в компании независимых государств. Хонсю по площади лишь немного уступает Румынии, но больше Белоруссии, Уругвая или Сирии. А по численности населения – более 100 млн. человек – Хонсю уверенно вошёл бы в первую двадцатку государств, опередив Египет, Вьетнам и Германию. На самом крупном острове, площадь которого составляет 60% всей территории страны, проживает 80% японцев. Территория Хонсю разделена на 34 префектуры, которые объединяются в пять регионов.
Соответствует размерам территории и разнообразие климатических условий на Хонсю. Юго-восточная часть острова, защищённая от холодных ветров горами (на Хонсю находится и легендарная Фудзияма), блаженствует в субтропическом климате на берегу Тихого океана. На северо-западе острова климат довольно резко континентальный
Токио
Столица Японии расположена на юго-востоке Хонсю. Население Токио составляет около 14 млн. человек. Известно, что люди жили на территории Токио ещё в каменный век, но история города ведётся с 12-го века, когда здесь был построен форт под названием Эдо. Столицей государства Токио стал в 1868 году. В 20-м веке Токио дважды терпел серьёзные разрушения – в 20-х годах из-за землетрясения, а в 40-х из-за американских бомбардировок. Тем не менее, уже через 20 лет после окончания Второй Мировой Войны Токио стал крупнейшим мегаполисом с высокоразвитой промышленностью.
Валовой внутренний продукт Токио превышает полтора триллиона долларов, но большую часть продукции города нельзя пощупать руками. Японская столица – это, прежде всего, финансовый и административный центр. Из-за стремления крупных компаний иметь офисы в Токио жизнь в городе очень дорогая. Это касается и земли, и жилья, и общей стоимости проживания. Токио много лет подряд признавался самым дорогим городом в мире, лишь в последние годы уступив эту сомнительную честь Сингапуру, Гонконгу и Цюриху.
Иокогама
Иокогама, население которой составляет 3,7 млн. человек, является вторым городом Японии по этому критерию. Интересно, что два самых населённых японских мегаполиса де-юре разделяют всего около 30 километров, хотя на практике Токио и Иокогама сливаются в одну агломерацию.
История Иокогамы неразрывно связана с портом. Как только Япония в 19-м веке открылась для внешнего мира, на месте двух рыбацких деревушек появился порт. Он дал толчок развитию города. Это развитие не затормозило даже землетрясение 1923 года, уничтожившее 60 000 домов и унёсшее 20 000 жизней. Иокогама превратилась в мощный транспортный узел, в котором пересекаются морские и железнодорожные магистрали.
В городе работает много предприятий сферы высоких технологий, а также расположены офисы нескольких крупнейших японских корпораций. Главной достопримечательностью Иокогамы считают подвесной автомобильный мост, связывающий берега Токийского залива.
Остров Аосима
Этот остров известен также под другим названием — кошачий остров. Аосима, недалеко от побережья Японии, это крошечная рыбацкая деревня. От других подобных она отличается тем, что является домом для более чем 140 кошек. Они ходят по острову, играют, едят, охотятся, забавляют местных жителей и туристов.
Интересно то, что численность кошек в 8 раз превышает местных жителей. На данный момент там живет не более двух десятков людей. Почему так произошло и откуда взялись кошки?
Также рекомендуем прочитать:
Часть тела собаки длиной 31 сантиметр…. И это – НОС! Зайца полосатого не видели? А он есть! Комфортно ли тебе, кошечка? Новые требования к содержанию животных Какие продукты с человеческого стола опасны для собак
Изначально кошек привезли на остров, чтобы избавиться от мышей, которые сновали по острову, проникали в рыбацкие лодки и портили их. Но затем постепенно численность населения сократилась с более чем 1000 до 16-20 человек. А кошки, наоборот, плодились и размножались. Этому способствовали оставшиеся местные жители, которые с радостью кормили и кормят пушистиков.
Сейчас остров привлекает туристов. Люди со всего мира приезжают, чтобы увидеть, как живет и процветает кошачья цивилизация. С собой они привозят, как правило, кошачий корм и лакомства, поэтому местные четвероногие совсем не против таких гостей.
В целом, это совершенно не приспособленный для туризма объект. Там нет ни отелей, ни ресторанов, ни торговых автоматов, ни автомобилей. Местные жители — в основном, старейшины-долгожители. Туда можно добраться только дважды в день, на пароме. Но тем не менее, увлеченные любители кошек стремятся попасть на остров.
Природа на Сикоку
Сикоку, как и остальная часть Японии, очень гористый. Это делает этот остров очень подходящим для долгих прогулок на природе. Во время этих прогулок вы откроете для себя прекрасную природу, небольшие аутентичные японские деревни, доброжилательных жителей. Также рекомендуется паломничество «88 Temples Route», даже если вы не паломник. Вам не нужно беспокоиться о погоде на острове: климат приятный круглый год, даже зимой.
Маршрут 88 храмов
Маршрут 88 храмов — это паломничество, которое проходит через все 88 буддийских храмов на Сикоку. Вы пройдете по стопам мастера дзен Кобо Диаши, который совершил это путешествие, чтобы получить озарение. Поездка длиной не менее 1300 километров. Для японцев это путешествие, которое они должны совершить один раз в жизни. Тысячи японцев и иностранцев совершают эту поездку каждый год.
Пляжи
В дополнение к маршруту 88 храмов, Сикоку также известен своими прекрасными пляжами. Только на острове Окинава вы можете найти пляжи лучше. На пляжах Сикоку вы можете расслабиться и поплавать, а также заняться серфингом, каяком и дайвингом. Пляжи не трудно найти, так как они разбросаны по всему острову.
Айя Вэлли
Долина Айя — это место, куда вы можете отправиться, если вы настоящий любитель природы. В этой долине есть глубокие ущелья, обширные леса и древние канатные мосты. Здесь вы найдете самые красивые туристические маршруты во всей Японии! Вы также можете заняться рафтингом и каякингом по диким рекам, таким как Симанто.
Поезд JR Ibusuki no Tamatebako
Между столицей региона Кагосимой и Ибусуки курсирует любопытный панорамный поезд: одна его сторона выкрашена в черный цвет, что символизирует сторону гор, другая — в белый, что символизирует море. Название Ibusuki no Tamatebako означает «Коробка с сокровищами Ибусуки» в честь японской легенды об Урасиме Таро: земном юноше, принцессе из подводного царства и волшебной коробке. По ходу движения можно видеть старинные железнодорожные станции, бухту Кинко и Сакурадзиму. Внутри поезд отделан деревом под ретро, на стенах висят рисунки, иллюстрирующие сказку про Таро, у машиниста — синяя форма и белые перчатки. Едешь и чувствуешь себя как Дзиро в «Ветер крепчает» во время его путешествий на поезде.
Сад Amami No Sato
День 2 Сага
Разобравшись со всеми делами в Кагосиме, утром просыпаемся, активируем JR Pass на станции Кагосима-Тюо и едем в город Сага, столицу одноименной префектуры. Ничего интересного в самом городе нет, зато из него удобно выезжать к достопримечательностям, а гостиницы стоят недорого, поэтому в Саге заселяемся сразу на два дня.
Если проснетесь пораньше и если любите двигаться быстро, можно перед поездом успеть еще посмотреть на что-то в Кагосиме, а можно выйти по дороге в Кумамото и прогуляться там до замка.
Сейчас в замке идет реконструкция после землетрясения, поэтому внутренние помещения закрыты. Но можно прогуляться по парку и посмотреть на то, что доступно – например, на особняк самурайского рода Хосокава.
В первый день в провинции Сага, оставив вещи в гостинице, лучше всего отправиться в парк Ёсиногари. Второй – целиком потратить на Нагасаки. Если что-то из этих пунктов не подходит, стоит рассмотреть Симабару и Ундзен.
У горы Ундзен есть отличный онсенный курорт, но интереснее то, что там можно вдоволь насмотреться на момидзи в конце октября – начале ноября.
Парк Ёсиногари устроен на месте раскопок крупного поселения японцев, существовавшее с III века до н.э. по III век н.э. Чтобы туристам было веселее, все основные постройки – жилища, святилища, дозорные башни, оборонительные сооружения – реконструированы. Выглядит это дико необычно и больше всего напоминает жилища каких-нибудь варваров или гоблинов из фэнтезийных видеоигр.
Автор фото – Zhenxi Li
На фото выше – одна из нескольких деревень, которые выстроены в парке. Практически в каждый дом можно зайти, внутри воспроизведен быт древних японцев и сцены из их жизни.
Парк настолько огромен, что по нему даже ходит бесплатный автобусик. При этом следы современности (кроме табличек с объяснениями) почти отсутствуют, куда ни глянь – колоритные рвы и брутальные стены из кольев.
Детей в парке учат изготавливать инструменты и одежду по технологиям предков.
Ну или можно бесконечно разглядывать готовые артефакты.
А еще в парке отличные реченьки и прудики.
И часто проводятся массовые мероприятия.
Детям особенно весело.
А еще там есть принадлежности для пикников на природе.
Чисто по логистике я рекомендую приехать на станцию Yoshinogari-koen, погулять по парку, а потом выйти с другой стороны и пойти до станции Kanzaki. Именно у нее мы нашли отличное поле с космеями (цветут в конце октября).
Если остается время, можно прогуляться пешком (правда, там час в одну сторону) на север, к садам Кунэнъан.
Не то чтобы та было что-то прямо очень важное, это обычная тихая деревенская Япония, с рисовыми полями, мелкими речками и ленивыми цаплями. Ну и храмики, конечно
Исследование парка занимает где-то две трети дня, именно поэтому перед приездом в Сагу я и рекомендую остановиться где-нибудь и глянуть что-то еще.
Жить в Саге проще всего в отеле сети APA прямо у вокзала. Их тут даже два, и стоят 8000 иен за ночь за двоих. Нормально. Альтернативных отелей тоже полно.
Экономика
Сельскохозяйственные угодья на Окинаве
Среди префектур Японии Окинава является самым молодым и быстрорастущим населением, но имеет самый низкий уровень занятости и средний доход. Основным движущим фактором островной экономики является туризм и военное присутствие США, в последние годы предпринимаемые усилия по диверсификации в другие сектора.
На полуострове Мотобу есть крупный карьер и цементный завод, использующий известняк в этом районе. Существует также сельское хозяйство с тропическими фруктами, такими как Malpighia emarginata .
Туризм
Среди туристических достопримечательностей — Окинавский аквариум Тюрауми (когда-то крупнейший в мире аквариум), пляж Сенчури, Ананасовый парк, пивоварня Орион и водопад Хиджи . В последние годы Окинава становится все более популярным местом для туристов из Китая и Юго-Восточной Азии. В 2018 году Окинава привлекла 9842400 туристов, что на 4,7% больше по сравнению с 9 396 200 в предыдущем году.
Военные базы
На военные базы США приходится от 4 до 5% экономики острова, но экономическое воздействие может быть обоюдоострым, поскольку присутствие баз может препятствовать инвестициям (и туристическому потенциалу). Экономическое значение баз уменьшалось, особенно после того, как Япония вернула суверенитет Окинавы. Также на острове находится меньший контингент японских военных баз. Несколько бывших военных объектов США на Окинаве были преобразованы в коммерческие районы, в первую очередь Американская деревня в Чатане , открывшаяся в 1998 году, и торговый центр Aeon Mall Okinawa Rycom в Китанакагусуку , открывшийся в 2015 году.
Общие сведения о стране
Япония – интересная и загадочная страна с особенным климатом, традициями и совершенно потрясающими, порой фантастическими, объектами.
Климатические условия
Япония обладает достаточно большой территорией, а климат на ее просторах разделяется на несколько зон:
- на северных островах, в том числе и на Хоккайдо, преобладает холодная погода;
- в центре (остров Хонсю) – умеренная;
- для южных островов (Кюсю и север Рюкю) характерен субтропический климат.
Такие различия объясняются легко – у страны значительная протяженность.
Зима в стране достаточно холодная – на севере температура воздуха достигает отметки -25°C, в центре -10°C. Снежные заносы настолько высоки, что жители северных островов превращают холмы из снега в «ганги» – снежные тоннели. Заметно теплее на юге Японии – в этом регионе зимой столбик термометра показывает +17°C, а на протяжении всего сезона – сухо и тепло.
Лето на островах жаркое, влажное и дождливое. Дневная температура в самый жаркий месяц – до +30°C, а по ночам едва опускается до +23°C. В этот период начинается влажный сезон дождей, сопровождающийся тайфунами и цунами. Вода в море достигает +27°C, а в океане +20°C.
Внутреннее устройство
Япония – одна из стран, в которой чтят традиции и соблюдают их с древнейших времен. С момента основания и до наших дней государство возглавляет императорская династия. Формально, правителем является Император, а фактически – премьер-министр – руководитель кабинета министров.
Согласно Конституции, Император Японии – символ государства и японской нации. Несмотря на это, у него имеются права, включая:
- пожалование наград;
- отправление церемоний;
- общение с иностранными представителями;
- подтверждение амнистий;
- смягчение наказаний;
- восстановление в правах.
Население страны – 127 миллионов человек, при этом продолжительность жизни достаточно высокая – у мужчин 80 лет, у женщин – 86 лет.
Основной этнический состав страны (99%) – японцы, помимо этого в государстве проживают китайцы, филиппинцы, корейцы и айны.
Подавляющее большинство жителей страны разговаривают на родном языке – японском, он же является и национальным языком Японии. Его письменность сформировалась на фоне разных языковых семей, но родственные связи до сих пор не выяснены. Предполагают, что в основном прослеживаются алтайские и австронезийские параллели.
В Японии три основных религии, главная из которых – это синтоизм. Это верование имеет древние корни, а источники его происхождения до сих пор не найдены. Для японцев эта вера стала не только религией, но также частью традиций, историей и самой жизнью.
Суть синтоизма в том, что японская нация имеет божественное происхождение. Согласно писаниям, сначала появился император (микадо), а за ним сами японцы (ками). Именно по этой причине суть синтоизма – поклонение предкам.
Аэропорты
Главный способ попасть в эту страну – авиаперелет – быстрый и безопасный вариант. Международные аэропорты располагаются на нескольких островах, в частности на Хоккайдо, Хонсю, Рюкю. Они построены недалеко от центра крупных городов, а доехать до них можно на высокотехнологичных поездах.
Самые крупные известные аэропорты Японии:
- Ханеда – крупнейший и старинный аэровокзал в пределах Токио;
- Нарита – не менее крупный и современный аэропорт в Токио, построенный на замену Ханеде;
- Кансай – аэровокзал, построенный прямо посреди воды на искусственном острове в Осаке;
- Тюбу – еще один крупный аэровокзал на искусственном острове, откуда пассажиров доставляют до суши на скоростных паромах, поездах и автобусах.
Другие крупные аэровокзалы располагаются в известных городах – Осаке – деловом центре Японии, Киото, Нагасаки и Китакюсю.
Морские порты
Добраться до Японии можно и на корабле – важнейшем морском транспорте, играющем неоценимую роль для страны. Всего на просторах государства насчитывается примерно 1020 морских ворот. Все они различаются назначением и деятельностью.
Самые известные и крупные порты:
- Нагоя – главный морской узел, ориентированный на международные перевозки;
- Йоккаити – порт для нефтяного транспорта, способный принимать до 300 тонн;
- Токио – морской вокзал для приема разного вида груза и место для ремонта судов;
- Йокогама – крупнейшая акватория с 166 причалами для импорта угля, леса, цемента и морепродуктов, автомобилей и химических продуктов;
- Китакуши – ключевой порт для доставки товаров в Шанхай, Сеул, Токио и Далянь.
Крупнейшим контейнерным портом является порт Кобе – гигантский оборудованный порт, способный принимать до 250 больших кораблей.
Как добраться к Кюсю
Если вы прибываете на остров по воздуху, вас, скорее всего, встретит международный аэропорт Фукуока. Этот хаб связывают множество рейсов с Европой, Азией и остальной Японией. Аэропорты остальных городов Кюсю предлагают меньший ассортимент направлений. В основном из них можно улететь в Шанхай и Сеул. В Фукуоку можно добраться из Южной Кореи на пароме. Скоростная железная дорога Санъё-синкансэн начинается в Осаке и ведет до Кагосимы через Фукуоку. Поезда также останавливаются в Кокуре и Хакате. Поездка в таких сверхскоростных составах приравнивается к туристической аттракции: от Токио до Фукуоки весь путь займет всего неполных шесть часов. Можно приехать на остров через тоннель автобусом. Фирма Willer Express ежедневно посылает свои машины на Кюсю из Токио, Осаки и Нагои.