Ранние годы Уильяма Уоллеса
Уильям Уоллес
О молодых годах будущего народного героя мало что известно. Утверждают, что родился он между 1270 и 1280 годами в семье мелкопоместного рыцаря Малкольма Уоллеса. Хотя по другим данным его отцом мог быть шотландский аристократ Аллан Уоллес. Фамилия Уоллес, к слову, обозначает просто «человек из Уэльса», валлиец. Однако в тех местах, где родился Уильям, так иногда называли людей, говоривших на уэльском диалекте.
Печать Уоллеса
За право быть местом рождения до сих пор борются два селения — Эллерсли и Элдерсли. Как бы то ни было, доподлинно известно, что юный Уоллес учился сначала латыни в Пейсли, а затем грамматике в Данди. Причем уже тогда он не раз попадал в передряги с англичанами. По одной версии он перебил целый отряд английских солдат, которые хотели отобрать у него улов. По другой — убил сына правителя города Данди, который оскорбил его семью.
По утверждениям некоторых историков, боевой опыт юный Уоллес мог получить на службе тому же королю Эдуарду во время его войн в Уэльсе, где Уильям мог служить в качестве наемного лучника. Об этом говорит значок лучника, который он носил.
источники
- Хронология, https://www.portmeirion-village.com/visit/clough-williams-ellis/chronology/ по состоянию на 17 марта 2018 г.
- Центр саммита в Сноудоне достигает пика успеха, WalesOnline, https://www.walesonline.co.uk/news/local-news/snowdon-summit-centre-hits-peak-1913101 доступ 17 марта 2018 года
- Фото любезно предоставлено: курортная деревня Портмейрион, Уэльс Мартина Ли / Коллекция фотолабораторий / Getty Images (обрезано); Мост Дом Джона Фримена / Getty Images (обрезано); Колоннада от Ben Pipe Photography / Getty Images (обрезано); Променад на Бристольской колоннаде Джона Фримена / Getty Images (обрезано); Домик Единорога Пола Томпсона / Getty Images (обрезано); Чугунная панель русалок Скотта Уайли, scotbot через flckr.com, универсальный Creative Commons 2.0 (CC BY 2.0)
Карьера
Уильямс-Эллис изучала изобразительное искусство в Политехническом институте Челси , где ее наставниками были Генри Мур и Грэм Сазерленд.
В 1948 году Сьюзен и ее муж Юан переехали в Уэльс после свадьбы в 1945 году и стали самодостаточными. Она заработала немного денег на книжных иллюстрациях и дизайне, в то время как Юан выпустил брошюру « На пути к равенству» для Фабианского общества.
Однако привлекательность архитектурного видения Клафа была сильна. В 1953 году управление сувенирным магазином в валлийской деревне Портмейрион , созданным отцом Сьюзен, перешло к Сьюзен и Юану. Несмотря на уникальный архитектурный статус поселка, магазин работал в убыток. К 1961 году магазин сильно разросся; Сьюзен и Юан были менеджерами деревни; и второй магазин Portmeirion открылся в одном из самых модных торговых районов Лондона, на Понт-стрит . Следуя принципу сэра Клафа, что «хороший дизайн — хороший бизнес», пара преобразовала две разрушенные гончарные мастерские в Сток-он-Трент в одну из самых богатых гончарных компаний страны, Portmeirion Pottery . В эпоху, когда идея «работающей женщины» была анафемой, предпринимательский успех Сьюзан Уильямс-Эллис как дизайнера и бизнес-леди (а также жены и матери) был необычным.
Portmeirion была одной из первых компаний розничной торговли, которая полностью осознала и использовала «образ жизни» потребителя, создав широкий спектр товаров, включая повседневную посуду, предметы домашнего обихода и подарки как для женщин, так и для мужчин. 1970-е годы ознаменовались рождением того, что многие считают визитной карточкой Portmeirion: Botanic Garden. Он был основан на пластинах с иллюстрациями, обнаруженных Сьюзен в старинной книге по естественной истории, которую она нашла в магазине антикварных книг в Лондоне: Weldon & Wesley. Сьюзен искала гравюры восемнадцатого века с морскими существами для украшения керамики. Она купила несколько французских энциклопедий, а когда она уходила, продавец показал ей ярко раскрашенную вручную «травяную» книгу 1817 года, иллюстрированную большим выбором растений и цветов. Книга Томаса Грина называлась «Универсальный или ботанический, медицинский и сельскохозяйственный словарь» .
Ботанический сад оказался самым успешным ассортиментом посуды компании, несмотря на сопротивление покупателей вначале. Сьюзан Уильямс-Эллис рассказала:
Желание Уильямс-Эллис продолжать создавать лучшую посуду и керамику даже в свои восемьдесят лет привело к тому, что она продолжала активно работать над дизайном Portmeirion последнего поколения, представляя Portmeirion новой аудитории во всем мире. До 2006 года она все еще путешествовала по миру, черпая вдохновение в древних цивилизациях и подводных мирах для своих работ.
Сьюзан при жизни создала большое количество картин и пастельных рисунков тропических рыб. Заядлый ныряльщик, она изобрела технику рисования рыб и кораллов из жизни под водой с помощью кальки и маркировочных мелков. Она будет писать последние работы, когда вернется в свою студию. Они есть в художественном альбоме « Magic Gardens» на журнальном столике, а также на принте внучки Сьюзен, Роуз Фулбрайт-Викерс, для коллекции «Тропикал».
В 2005 году она получила почетную стипендию от ректора университета Лондона искусств , сэра Майкла Bichard и университета регистратору, Сьюзан Ассера. Сьюзан Уильямс-Эллис сказала:
Задний план
Уильямс-Эллис родился в Гилфорде , графство Суррей, Англия, в доме художника и критика Роджера Фрая . Ее отец, сэр Клаф, был выдающимся архитектором; Матерью Уильямс-Эллис была писательница Амабель Стрейчи , двоюродная сестра автора и деятеля Блумсбери Литтона Стрейчи . Ее родители дружили с другими членами Bloomsbury Group , включая Августа Джона и Вирджинию Вульф . Крестным отцом Уильямс-Эллиса был Редьярд Киплинг .
Она была полна решимости стать художницей с раннего возраста. В 1930-х годах Сьюзен изучала керамику у Бернарда и Дэвида Личей, когда училась в школе Дартингтон-Холл. В 1940-х годах в школе искусств Челси ее наставниками были Грэм Сазерленд по живописи и Генри Мур по скульптуре, которые помогли развить врожденное чувство Сьюзан к трехмерной форме и форме.
Общая обстановка в Шотландии времен Уоллеса
Чтобы понять как появился народный шотландский герой Уильям Уоллес, нужно примерно представлять, в какой атмосфере и при какой политической ситуации он жил. Дело в том, что в конце XIII начале XIV веков Шотландия была самостоятельным королевством, на территории и богатства которого внимательно и алчно поглядывали король и знать соседней Англии. Когда король Шотландии, Александр III, в 1286 году погиб не оставив наследников, в стране созвали суд, названный «Великое дело», чтобы выбрать нового короля из множества претендентов.
Эдуард Длинноногий
Король Англии Эдуард I по прозвищу Длинноногий тоже не сидел без дела и предъявил права на престол. Когда эта затея не увенчалась успехом, он заставил выбранного короля Шотландии, Иоанна I, присягнуть ему на верность. Иоанн отнесся к своему английскому сюзерену без должного пиетета и не раз нарушал присягу. Это дало Эдуарду Длинноногому повод захватить шотландского короля в плен. После этого он стал управлять Шотландией как своим владением, со всеми вытекающими в виде жестокого притеснения местного населения. Естественно, воинственным шотландцам это не нравилось, и нужна была только искра, чтобы поднялось восстание.
Убийство шерифа и начало восстания
Началом восстания стало убийство Уильямом Уоллесом английского шерифа Уильяма Гезельрига в 1297 году. Согласно легенде, Уоллес отомстил шерифу за казнь своей жены, Мэрион Брейдфьюит, которая отказалась выдать местонахождение своего мужа, разыскиваемого англичанами. Уоллес собрал группу из тридцати человек, захватил замок шерифа, убил его и разрубил тело на части.
С этого момента восстание вспыхнуло по всей Шотландии. В войско Уоллеса стали стекаться добровольцы, и он принялся захватывать замки с английскими гарнизонами. Часто Уоллес применял различные хитрости.
Например, при взятии замка Ардроссан он поджег строения, которые находились за стенами, а когда английские солдаты выбежали поглядеть, что случилось, их перебили. В согласии со своеобразным шотландским чувством юмора трупы сбросили в подвал, набросав сверху кучу припасов — это событие получило название «кладовой Уоллеса».
В другой истории рассказывается о том, как Уильям Уоллес ловкостью взял замок Лохливен, стоявший на острове посередине озера. Уоллес вплавь добрался до него, украл лодку англичан и, переправив на ней своих воинов, взял замок.
Восстание все ширилось, и англичане послали карательную экспедицию, которую у города Стерлинг встретила объединенная армия Уоллеса и Эндрю де Морея, другого предводителя восставших.
«Последний король Светлого Арда»
Вторая трилогия Уильямса о Светлом Арде начала выходить в том же 2017 году. Она носит название «Последний король Светлого Арда» и включает в себя книги «Корона из ведьминого дерева» и «Империя травы». Оба романа в переводе также были разбиты на два тома, выходящие под общим названием.
Третий и заключительный роман, The Navigator’s Children (предварительно «Дети Навигатора») еще не издан в оригинале, но финал обещает быть грандиозным. Уильямс побил собственный рекорд, и до финальной редактуры Navigator’s Children оказался наиболее объемным романом в жанре эпического фэнтези.
Многие читатели отмечают, что писательское мастерство Уильямса существенно повысилось за годы, которые прошли с публикации первой трилогии. В «Короне из ведьминого дерева» и «Империи травы» писатель углубляет информацию о мире, отходит еще дальше от деления на «плохих» и «хороших» и других избитых тропов. В каком-то смысле — пользуется плодами собственного труда, ведь именно он когда-то привнес в фэнтези серьезность и неоднозначность, которой не хватало жанру.
Поскольку Уильямс старается строить новую трилогию так, чтобы они были понятны тому, кто не читал предыдущие книги о Светлом Арде, то, если вы по какой-то причине не хотите читать трилогию «Память, Скорбь и Шип», можете начать с «Короны из ведьминого дерева».
Что почитать из эпического фэнтези?
Архитектурная карьера
Клаф Уильямс-Эллис в Портмейрионе в 1969 году
После войны, Уильямс-Эллис помог Джон Сент — LoE Стрейчи (позже его отец-в-законе) возродить PisE строительство в Великобритании, строительство яблочный амбар с последующим Harrowhill рощу бунгало на Ньюландс Corner с использованием опалубочных и утрамбованной земли.
В 1925 году Уильямс-Эллис приобрел землю в Северном Уэльсе, которая впоследствии стала итальянской деревней Портмейрион (прославившейся в 1960-х годах местом съемок культового сериала «Заключенный» ).
В 1928 году Уильямс-Эллис написал свою книгу « Англия и осьминог» (опубликована в 1928 году); его протест по поводу урбанизации сельской местности и утраты сплоченности деревни вдохновил группу молодых женщин на создание банды Фергюсона . Они откликнулись на призыв Уильямса-Эллиса к действию и с 1927 по 1946 год активно спасали важные, но менее известные сельские владения от сноса. Мельница Шалфорд в Суррее, Старая ратуша Ньютауна на острове Уайт и Коттеджи Приората в Оксфордшире были успешно спасены благодаря усилиям Банды по сбору средств. Банда передала эти владения и значительные участки побережья Корнуолла в ведение Национального фонда . Вдохновитель Банды Пегги Поллард (известная внутри Банды под псевдонимом Билл Стикерс) и Уильямс-Эллис стали друзьями на всю жизнь.
В 1929 году Уильямс-Эллис купил портретист Джордж Ромни «s дом в Хэмпстед .
К 1930-м годам Уильямс-Эллис стал модным британским архитектором; ему было поручено создать множество работ по всей Великобритании. К ним относятся здания в Стоу, Бакингемшир , коттеджи в Корнуэлле, Оксфордшир , Таттенхолл в Чешире и Кушендане , графство Антрим , Северная Ирландия . В 1930-х годах он также спроектировал бывшее здание на высшем уровне на самой высокой горе Уэльса, Сноудон . Однако после уменьшения размеров окон (они продолжали обдуваться) и дальнейших изменений в 1960-х и 1980-х годах к концу 20-го века он был в плачевном состоянии. Принц Чарльз назвал его «самыми высокими трущобами в Уэльсе».
Уильямс-Эллис работал в нескольких правительственных комитетах, занимающихся дизайном и сохранением, и сыграл важную роль в создании британских национальных парков после 1945 года. Он писал и широко транслировал по архитектуре, дизайну и сохранению сельского ландшафта. Он был членом клуба Knickerbocker .
В 1958 году Уильямс-Эллис был назначен главнокомандующим Ордена Британской империи (CBE) «за государственные услуги». Он был удостоен звания рыцаря-холостяка в Новогоднем списке наград 1972 года «за заслуги перед охраной окружающей среды и архитектурой». В то время он был самым старым из когда-либо посвященных в рыцари.
Основные моменты Портмейриона
Пьяцца
Первоначально Пьяцца была теннисным кортом, но с 1966 года территория представляла собой тихую асфальтированную территорию с голубым плиточным прудом, фонтаном и роскошными цветочными клумбами. Вдоль южного края Пьяццы две колонны поддерживают позолоченные фигуры бирманских танцоров. Низкая каменная лестница поднимается к Глориетте — игривому сооружению, названному в честь великого памятника во дворце Шенбрунн под Веной.
Садовая комната Portmeirion, построенная в середине 1960-х годов, представляет собой не здание, а декоративный фасад. Пять открытых окон окружают открытый дверной проем. Четыре колонны являются работой архитектора 18-го века Самуаэля Уайетта, спасенного от колоннады Хутон Холл, Чешир.
Мост Дом
Построенный между 1958 и 1959 годами, Bridge House кажется больше, чем на самом деле, из-за его сужающихся стен. Когда посетители проходят через арку с парковки, они сталкиваются с первым захватывающим видом на деревню.
Бристольская колоннада
Построенная примерно в 1760 году, колоннада стояла перед бристольской баней в Англии. Он пришел в упадок, когда создатель Портмейриона перенес сооружение в Портмейрион — по частям в 1959 году. Несколько сотен тонн тонкой каменной кладки были разобраны и перевезены в валлийскую деревню. Каждый камень был пронумерован и заменен в соответствии с точными измерениями.
прогулка
Сэр Клаф Уильямс-Эллис, сегодня признанный одним из первых специалистов по охране природы Соединенного Королевства, хотел показать, что «развитие естественно красивого участка не должно приводить к его осквернению». Ассортимент урн и колонн выстилает набросанная цветами набережная на Бристольской колоннаде — перестроенная на валлийском склоне холма с видом на площадь и деревню.
Интеграция пешеходных дорожек на вершине, через, через и в спроектированную деревню сэра Клафа объединяет темы общности и гармонии в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.Купол в конце Променада повторяет знаменитый купол Брунеллески во Флоренции, Италия.
Единорог Коттедж
В этой миниатюре величественного дома Чатсуорта архитектор и генеральный планировщик Портмейриона сэр Клаф Уильямс-Эллис создает иллюзию классического грузинского поместья. Удлиненные окна, длинные колонны и низкорослые ворота заставляют Единорога казаться высоким, но на самом деле это переодетое бунгало, построенное в середине 1960-х годов … и высотой всего в один этаж.
Геркулес Беседка
Несколько чугунных панелей русалок, спасенных от Дома Старого Моряка в Ливерпуле, формируют стороны Беседки Геркулеса, построенной в 1961-1962 годах. В течение многих лет Беседка Геркулеса была выкрашена в шокирующий розовый цвет. Структура теперь более тонкого терракотового оттенка. Но этот игривый фасад — еще один пример архитектурной иллюзии — в качестве пространства для размещения механического оборудования, беседка маскирует генератор.
Коттеджи
Отели и коттеджи усеивают запланированный ландшафт Портмейриона, как и в любой деревне. Коттедж Chantry с крышей Italiante из красной глины расположен высоко на вершине холма, над Бристольской колоннадой и набережной внизу. Коттедж Chantry, построенный в 1937 году для валлийского художника Августа Джона, является одним из самых ранних сооружений, построенных сэром Клафом Уильямсом-Эллисом, и сегодня представляет собой «коттедж с собственной кухней, спящий в девяти».
Но все началось с легендарных русалок, настоящих или нет. Дом Русалки, построенный в 1850-х годах, находился на полуострове, когда в Портмейрионе началось строительство. Много лет он использовался для размещения деревенского персонала. Сэр Клаф нарядил коттедж внушительным металлическим навесом, и по всей деревне посыпались приветливые пальмы. Ландшафтный дизайн и итальянская архитектура — вот как сэр Клаф создал иллюзию того, что мы находимся в солнечной Италии … а не во влажном и ветреном Северном Уэльсе. И это работает.
Смерть Уильяма Уоллеса и появление героя
Суд над Уоллесом
После поражения Уоллесу пришлось бежать во Францию, где он пытался найти себе союзников для борьбы против англичан. Однако Англия и Франция как раз находились в той редкой фазе, когда взаимная ненависть сошла на нет, и не горели желанием конфликтовать. Уоллесу пришлось отправиться на родину, где он организовал незначительную партизанскую борьбу. Особых успехов он так и не достиг, а в августе 1305 года его выдал англичанам шотландский барон Джон Ментит.
На суде над Уильямом в качестве главного обвинителя присутствовал сам король Эдуард. Уоллес согласился со всеми обвинениями, кроме предательства, утверждая что он не мог предать английского короля, ведь никогда не присягал ему. В итоге его признали виновным и 23 августа 1305 года предали ужасной казни.
Сначала Уильяма Уоллеса волокли по земле, привязав к лошади, затем отдали беснующейся толпе, которая била, стегала бичами и плевала в него. После этого его повесили, не давая умереть, сняли с виселицы, кастрировали, выпотрошили, а внутренности сожгли. Под конец казни у Уоллеса вырезали сердце и отрубили голову, тело же четвертовали.
Голову Уоллеса и голову его брата прибили к лондонском мосту, а конечности разослали по четырем шотландским городам, дабы ужаснуть и усмирить гордых горцев. Надо сказать, это возымело обратный эффект и войны за независимость Шотландии продлились еще очень долго.
Что до двуручного меча, как в фильме, и килта — Уоллес не мог носить их, так как в те времена в Шотландии не использовали таких мечей, а килт носили лишь в горах. Сам же Уильям жил на равнине, так что носил штаны и одежду, больше всего похожую на одежду обычных англичан того времени.
Монумент Уоллесу в Абердине
Уильям Уоллес проиграл и был предан изуверской казни, но стал символом борьбы шотландского народа за свою независимость, за что удостоился огромного 67-метрового монумента, и нескольких статуй, а также чести быть сыгранным Мелом Гибсоном.
Битва на Стерлингском мосту
11 сентября 1297 года состоялась битва на реке Форт, недалеко от города Стерлинг, где сошлись около десяти тысяч англичан, в том числе три тысячи тяжелой конницы, и почти вдвое меньшее количество шотландцев, у которых была в основном пехота и легкая кавалерия.
Англичане начали переправляться через довольно узкий деревянный мост. Его ширина позволяла идти трем пешим или двум конным одновременно. Когда часть англичан переправилась, на них накинулись шотландцы, стоявшие на холме. Они опрокинули пехоту и погнали ее на английскую конницу. На мосту началась давка, так как столкнулись две волны — напирающие с другого берега подкрепления и убегающие в панике английские бойцы.
В итоге деревянный мост не выдержал и рухнул, погубив множество английских солдат. Разгром довершила атака легкой шотландской конницы под предводительством Эндрю де Морея, которая переправилась через реку вброд. Поражение англичан было полным, погиб английский наместник, Хью Крессингем. По легенде, шотландцы сняли с него кожу, и нарезали себе из нее ремней для перевязей.
Но без потерь не обошлось и в шотландском лагере — во время лихой кавалерийской атаки был тяжело ранен Эндрю де Морей, скончавшийся через несколько дней.
Защитник Шотландии и поражение при Фолкерке
Уильям Уоллес
После победы при Стерлинге авторитет Уильяма Уоллеса вырос настолько, что он получил почетное звание «защитник Шотландии», по сути став регентом до возвращения короля. Но радость была недолгой: в 1298 году в Шотландию вторгся сам Эдуард Длинноногий. Шотландцы старались не вступать с ним в открытый бой, используя тактику выжженой земли, и действовали настолько эффективно, что Эдуарду пришлось с помощью рыцарей подавлять бунт валлийских союзников уже в собственных войсках. Впрочем, удача шотландцев не могла быть вечной, и английский король узнал, что основная армия Уоллеса стоит у Фолкерка.
22 июля 1298 года состоялась битва при Фолкерке. Чтобы уравновесить недостаток в тяжелой коннице, Уильям Уоллес построил свою пехоту шилтронами. Это построение, предвестник знаменитых швейцарских баталий, представляло собой круг пехотинцев, вооруженных длинными копьями, который укреплялся заостренными кольями. Между копейщиками выстраивались лучники. По легенде перед боем Уоллес сказал своим воинам: «Я поставил вас в круг — пляшите, как умеете!».
Битва при Фолкерке
В начале боя недисциплинированные английские рыцари атаковали шилтроны, понеся серьезные потери, насаживаясь на колья и получая удары копий. Но в самый ответственный момент Эдуард все же смог привести в порядок рыцарей и отвести их в безопасное место, а знатные шотландские лорды сбежали с поля боя вместе со всей конницей. После этого английская пехота притворным отступлением выманила шотландцев из укрепленных шилтронов, а валлийские лучники довершили разгром.