Нападение на пёрл-харбор

Где находится Перл-Харбор?

Перл-Харбор находится на острове Оаху, принадлежащим к Гавайскому Архипелагу. Гавань получила свое имя от названия бухты, которое переводится как «Жемчужная гавань». Практически вся территория острова состояла из военных баз, аэродромов и других оборонительных укреплений.

До сих пор нет точной информации о том, когда именно японцы начали прорабатывать план нападения. Известно лишь, что в 1927 — 28 годах некий капитан 2 ранга по имени Кусака Рьюносуке начал готовить первоначальный план атаки американской базы на Гавайских островах. Впоследствии он был повышен до командира 1-ого авианосного флота. Ему довелось провести курс по авиации сразу десяти весьма важным людям, среди которых был Нагано Осами. В связи с этим, он подготовил документ, в котором было указано, что если США не захотят выйти на генеральное сражение сами, то Японии необходимо срочно перехватывать инициативу. Осуществить его планировалось посредство нападения на Перл-Харбор. Вероятно, что Исороку Ямамото увидел тот документ и оформил размытые планы более ясно и конкретно, что вместе с результатами американских учений смогло убедить все японское командование в целесообразности этой идеи.

Атака на Перл-Харбор преследовала сразу несколько целей, однако большинство из них было достигнуто лишь частично, несмотря на первоначальный успех операции. В частности, основными задачами их флота были:

  1. Превентивное нападение должно было ослабить силы американцев в регионе и, таким образом, обеспечить безопасность японским силам, производящим захват богатой нефтью Юго-Восточной Азии. Учитывая, что из-за захвата южной части Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на поставку нефтепродуктов. Этот вариант был единственным шансом удержать позиции на политической арене. Однако задумка провалилась, поскольку самые хорошо вооруженные силы американцев несли службу в других местах.
  2. Уничтожение флота и аэродромов позволяло японским войскам действовать более свободно и открывало широкий театр военных действий. Тем не менее, во время атаки пострадало намного меньше американских кораблей, чем планировалось, особенно учитывая, что многие из них уже устарели. Именно поэтому данная цель была достигнута лишь частично, в основном, благодаря огромным потерям в личном составе у войск США.

Торпедой по воротам

Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.

Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».

Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор

Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.

Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.

Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.

Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт

Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.

Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?

В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док

Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.

В научно-популярных и исторических СМИ

Речь рупора Перл-Харбора

Речь перед Совместным заседанием Конгресса целиком. (3,1 МБ , формат ogg / Vorbis ). Читайте полный текст в Википедии

«Свидание, которое будет жить в позоре»

Раздел речи Перл-Харбора с известной фразой. (168 КБ , формат ogg / Vorbis ).

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .
  • Атака на Перл-Харбор: иллюстрированная история Ларри Кимметта и Маргарет Регис — это тщательное воссоздание «Дня позора» с использованием карт, фотографий, уникальных иллюстраций и анимированного компакт-диска. В этой книге содержится подробный обзор атаки, начиная с ранних этапов японского планирования, вплоть до нападения на Линкор Роу и заканчивая спасением Тихоокеанского флота США.
  • На заре «Мы спали: Нерассказанная история Перл-Харбора » Гордона У. Прейнджа представляет собой чрезвычайно исчерпывающий отчет о событиях, приведших к нападению на Перл-Харбор, и большинство ученых считает его лучшей отдельной работой о рейде. Это сбалансированный отчет, отражающий как японскую, так и американскую точки зрения. Прейндж потратил 37 лет на изучение книги, изучая документы о Перл-Харборе и опрашивая выживших участников, чтобы попытаться составить наиболее исчерпывающий отчет о том, что произошло: японское планирование и исполнение, почему американская разведка не предупредила об этом и почему не было достигнуто мирное соглашение. . Книга является первой в так называемой «Трилогии Прейнджа» о книгах Перл-Харбора, написанных в соавторстве с Дональдом Гольдштейном и Кэтрин Диллон, двумя другими из которых являются:
    • Перл-Харбор: Вердикт истории — анализ различных ревизионистских теорий, связанных с нападением.
    • 7 декабря 1941 года: День нападения японцев на Перл-Харбор — воспоминания о нападении, рассказанные очевидцами.
  • «День бесчестия » Уолтера Лорда был одним из самых популярных документальных рассказов о нападении на Перл-Харбор.
  • «Перл-Харбор: окончательный приговор » Генри Клаузена и Брюса Ли рассказывает о сверхсекретном расследовании Клаузена событий, приведших к нападению на Перл-Харбор. Большая часть информации в этой книге все еще была засекречена, когда были опубликованы предыдущие книги.
  • Обратный отсчет Перл-Харбора: Адмирал Джеймс О. Ричардсон, написанный шкипером Стили, представляет собой проницательный и подробный отчет о событиях, приведших к атаке. В своем всестороннем описании жизни и времен адмирала Джеймса О. Ричардсона Стили исследует четыре десятилетия американской внешней политики, традиционную военную практику, американскую разведку и административную сторону вооруженных сил, раскрывая в значительной степени нерассказанную историю событий, приведших к этому. к японской атаке.
  • В «Документах Перл-Харбора: изнутри японских планов» , выпущенных Гольдштейном и Диллоном в 1993 году, использовались материалы из библиотеки Прейнджа для дальнейшего уточнения японской перспективы атаки, включая дневники некоторых офицеров и судовые журналы.
  • Выжившие за жемчугом: свидетельства очевидцев своими словами Дика Дженсена. Дженсен рассказывает истории 18 военнослужащих, дислоцированных в Перл-Харборе в день нападения. Это рассказы от первого лица о том, что произошло в тот день.
  • The Last Zero Fighter , выпущенный в 2012 году, основан на интервью, проведенных на японском языке в Японии с пятью японскими авиаторами, трое из которых участвовали в забастовке в Перл-Харборе: Канаме Харада, Харуо Йошино и Такеши Маэда. Летчики делятся своим личным опытом (переведенным на английский язык) в отношении личного опыта подготовки и проведения рейда на Перл-Харбор.

Страна-бензоколонка

Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.

Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?

Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла

Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.

Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.

Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла

С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.

Примечания

  1. Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
  2. Parillo, 2006, p. 288
  3. Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941 , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7, <https://books.google.com/books?id=q6hgAAAAIAAJ>
  4. Werner Gruhl (2007). Imperial Japan’s World War Two, 1931—1945 . Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8
  5. Document text, Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941 , Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, <https://www.ibiblio.org/pha/paw/Peace%20and%20War.html>. Проверено 8 декабря 2007.
  6. 12 Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997),Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7, <https://books.google.com/?id=ogwJAAAACAAJ>
  7. William Chalek (2002), 8. War Plan Orange, Guest of the Emperor , iUniverse, с. 45–52, ISBN 978-0-595-23996-2, <https://books.google.com/books?id=30KUgALzEF8C&pg=PA45>
  8. Edward S. Miller (2007), War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897–1945 , Naval Institute Press, с. , ISBN 978-1-59114-500-4, <https://books.google.com/books?id=uZ0Bw4c8vKwC>
  9. John Koster. Pearl Harbor 2.0
  10. Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  11. Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0, <https://books.google.com/books?id=7jQfiAmaX9IC>
  12. Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II. By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X
  13. Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5, <https://books.google.com/books?id=BWqEkwH1KRMC>
  14. Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9, <https://books.google.com/books?id=FP2mPwAACAAJ>
  15. The Canadian Institute of Public Opinion . Gallup Poll Found 52p.c. of Americans Expected War,Ottawa Citizen (8 декабря 1941), С. 1. Дата обращения 28 ноября 2011.
  16. Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
  17. Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 72—73. — 286 с. — 100 000 экз.
  18. 12 PEARL HARBOUR ATTACK — 7 December 1941
  19. Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
  20. Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.

Цели и средства

Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?

И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.

Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.

Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года

При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.

Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.

То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.

Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда

Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.

В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.

Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.

Китайский узел

В начале 1932 года японцы оккупировали Маньчжурию и создали там марионеточное государство Маньчжоу-го, а в июле 1937 года развернули против Китая полномасштабные боевые действия и вскоре заняли Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин и другие важнейшие города.

Америка с начала XX века отстаивала «принцип открытых дверей» в отношении Китая, категорически возражая против любых попыток других держав поделить его на сферы влияния, тем более — захватить в единоличное пользование.

Потеря Китая в 1949 году была воспринята в США как внешнеполитическая катастрофа — ведь во многом из-за него они вступили во Вторую мировую войну.

К тому же после разгрома Франции нацистами Япония в сентябре 1940 года получила согласие Виши на «покровительственную оккупацию» французского Индокитая, а в марте 1941-го ввела войска в нейтральный Таиланд.

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Роковое заблуждение

На правительственном совещании летом 1941 года полковник Хидэо Ивакура из управления вооружений военного министерства привел данные о наличных ресурсах США и Японии: самолеты 5:1, боевые корабли 2:1, рабочая сила 5:1, выплавка стали 20:1, добыча нефти 100:1, угля 10:1.

Ивакуру отправили служить в Камбоджу. Однако и главный автор идеи нападения на Перл-Харбор, главком ВМФ адмирал Сюроку Ямамото, в свое время окончивший Гарвард, а затем работавший военно-морским атташе в Вашингтоне, не питал иллюзий относительно шансов Японии в упорной войне и делал ставку на блицкриг.

Немцы еще могли хотя бы теоретически надеяться за три месяца разгромить Красную армию и выйти на линию Архангельск-Волга. Но о каком блицкриге шла речь применительно к находившимся за океаном США?

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Франклин Рузвельт объявляет войну Японии

Российский историк Игорь Бунич видел разгадку в «непонимании истоков американского могущества и оптимизма».

Никто в Японии и не собирался высаживаться под Сан-Франциско и идти с боями на Вашингтон. Замысел строился на том, что достаточно нанести американцам пару серьезных ударов, чтобы счет жертвам пошел на тысячи — и тогда матери и невесты призванных в армию банковских клерков, бейсболистов и джазменов устроят демонстрацию перед Белым домом и заставят Рузвельта заключить мир на любых условиях.

«Из Токио, так же как из Берлина и Москвы, Штаты казались растрепанной, совершенно недисциплинированной страной с распущенным, разложенным, абсолютно лишенным идеологии населением, неспособным на жертвы, которых требует большая война», — писал исследователь.

«Кто будет воевать? Не верилось, что вот эти прилизанные молодые люди в галстуках бабочкой, играющие в теннис и купающиеся в бассейнах, способны просидеть в окопе хотя бы полчаса и не начать митинг по поводу нарушения их гражданских прав. Противники просчитались, не угадав за обманчивой внешностью железную мускулатуру и смертельные клыки».

Примечания

Grand Joint Exercise No. 4

Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo, американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».

Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.

Флот США превосходил японский по числу линкоров, в то же время японские линкоры были быстрее американских, что позволяло им выбирать дистанцию боя.

Контр-адмирал, в 1941 году был назначен начальником Морского Генштаба.

Агава Хироюки «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор» (глава 8, п.7).

Дальность полёта G3M – 3690 км, G4M – 4720 км (О. Дорошкевич «Самолёты Японии Второй Мировой войны»). Расстояние от Маршалловых до Гавайских островов немногим более 3900 км.

После проведения больших общефлотских манёвров «Fleet Problem XXI» было принято решение оставить линейный флот на Гавайях, т.е. Пёрл-Харбор стал основной базой Тихоокеанского флота США (А. В. Мандель, В.В. Скопцов «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки
Часть 2»).

На IJN Nagato не было системы кондиционирования воздуха, а разработка плана продолжалась в закрытом помещении очень и очень долго.

Тут стоит обратить внимание и на личность адмирала Нагумо – он был большим знатоком боевого использования торпедного оружия. Будучи капитаном крейсера IJN Takao, он помогал молодым офицерам, его разборы были поучительны и логичны
Но в японском флоте была пагубная черта – назначать командующими флотов по старшинству. Пробелы в специальных областях должны были восполняться знаниями и опытом офицеров штаба. Однако часто это приводило к тому, что планы операций, разработанные штабом, часто принимались командующими без подробного анализа

И Нагумо, оказавшись «не в своей тарелке», очень часто доверял разработку планов Минору Гэнде, а когда и принимал обсуждение плана предстоящей операции, всегда выступал за осторожность и проявлял нерешительность.

М. Футида, М

Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

К сожалению, источники несколько расходятся в этом вопросе. Так, Самуэль Элиот Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942» ни слова не сказал про участие лёгкого крейсера в операции. В книге Мицуо Футиды «Сражение у атолла Мидуэй» упоминается участие корабля этого типа, а Шерман уточняет – это был лёгкий крейсер IJN Abukuma. Есть ещё один источник, который подтверждает участие крейсера IJN Abukuma: С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин «Все крейсера Второй Мировой», в котором говорится, что он был флагманом 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. Вероятно, Морисон, в попытке привести как можно более точные цифры, упустил из виду не столь маленький корабль, что же, неприятно, но не критично.

Это соединение оставило Токийский залив около 1 декабря и 7-го ночью прибыло в район острова Мидуэй, каким путем — неизвестно.

М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

Самуэль Элиот Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».

А. Больных «Авианосцы».

Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель USS Arizona).

Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие места отдыха
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: