Войны
Позднее, к VIII веку, влияние Кореи постепенно стало сходить на нет и японские правители обратили свои взоры на Китай. В это время на островах была построена новая столица, в которой проживало до 200 тыс. человек. К этому времени завершилось и формирование собственно японской нации. В VIII веке императоры страны начали понемногу завоевывать лесистые территории аборигенов, часть из которых еще вела практически первобытный образ жизни. Для того же чтобы укрепить свои позиции в этих регионах, правители насильственно переселяли сюда жителей Центральной части страны. И разумеется, в этих местах начали возникать новые поселения — деревни и крепости.
Приезд в Охими
Мы отъехали от Нахи и спустя два часа наконец вырвались из пробок. По правую руку — море и пустынные пляжи, по левую — горы, заросшие янбару
(так называют леса на Окинаве).
Мимо города Наго, где производится пиво «Орион», гордость Окинавы, по трассе 58 мы доехали вдоль моря до муниципального округа Охими. По обеим сторонам дороги виднелись домики и маленькие магазины, зажатые между трассой и горой, — по-видимому, в деревне не было центра как такового.
GPS-навигатор привел нас к цели нашего путешествия — Центру здоровья Охими, который оказался уродливым бетонным зданием на съезде с трассы.
Мы входим через заднюю дверь, где нас уже ждет Тайра. Рядом с ним — маленькая улыбающаяся женщина, она представляется Юки. Рядом сидят две женщины и работают за компьютером, они тут же встают и провожают нас в конференц-зал. Нам приносят зеленый чай и дают по паре плодов шикуваса.
Тайра одет в деловой костюм, он начальник департамента здоровья в Охими. Тайра садится напротив нас, открывает ежедневник и картотеку. Рядом садится Юки.
В архиве Тайры перечислены все жители деревни, имена расположены по старшинству в пределах каждого «клуба». Тайра рассказывает нам, что каждый житель Охими входит в определенный «клуб», или моаи, все члены которого помогают друг другу. У этих групп нет никакой конкретной цели, они чем-то напоминают семьи.
Еще Тайра сообщает, что в Охими многие начинания существуют за счет волонтерской работы, а не денег. Все жители готовы содействовать, а власти деревни распределяют задания. Таким образом каждый ощущает принадлежность к общине и чувствует себя полезным ей.
Охими — предпоследняя деревня на северной оконечности Окинавы. С вершины одной из гор ее видно целиком — она очень зеленая, все в лесах янбару. Мы спрашиваем себя, где здесь живут люди: население Охими — 3200 человек. С горы видны лишь одинокие домики — возле моря или в долинах.
bee32/iStock
Как строили дома в старину
Одной из особенностей Японии, к сожалению, являются частые землетрясения. Поэтому издревле в этой стране используется особая технология строительства домов. В японских деревнях всегда возводились исключительно каркасные жилые здания. Стены таких построек не несли никакой нагрузки. Прочность дому придавал каркас из дерева, собранный без использования гвоздей — путем скрепления веревками и прутами.
Климат в Японии достаточно мягкий. Поэтому фасады домов в этой стране в древности не утеплялись. Более того — капитальной в таких зданиях всегда была только одна стена. Между обшивками ее забивали травой, опилками и т. д. Все остальные стены представляли собой просто тонкие деревянные раздвижные двери. На ночь и в холодную погоду они закрывались. В теплые же дни такие двери раздвигались и жильцы дома получали возможность сосуществования в полной гармонии с окружающей природой.
Полы в древности в японских домах в деревнях всегда поднимали высоко над уровнем земли. Дело в том, что спят японцы традиционно не на кроватях, а просто на специальных матрасах — футонах. На полу, расположенном около земли, проводить ночь подобным образом, конечно же, было бы холодно и сыро.
Стилей японских древних построек существует несколько. Однако все дома в этой стране объединяют следующие архитектурные особенности:
- большие карнизы, размер которых может достигать метра;
иногда выгнутые углы скатов;
аскетичность экстерьера.
Фасады японских домов практически никогда ничем не украшались. Крыши в таких домах покрывали травой и соломой.
Самые красивые японские деревни
В Стране восходящего солнца, как уже упоминалось, сохранилось в том числе и несколько древних деревенек, достойных внимания туристов. К примеру, очень часто любители старины посещают японские деревни под названием Сиракава и Гокаяма. Эти населенные пункты существуют в Японии уже несколько веков. Зимой дороги к ним переметает снегом, и они оказываются в полной изоляции от цивилизации.
Многие жители этих деревень занимаются шелкоткачеством и выращиванием риса и овощей. Но основную часть доходов японцы, проживающие в этих населенных пунктах, получают от туристического бизнеса. Здесь работают кафе, сувенирные лавки, магазинчики разной специализации. Некоторые жители этих японских деревень в горах также сдают туристам в аренду комнаты.
Знамениты поселения Сиракава и Гокаяма, помимо всего прочего, и тем, что здесь до сих пор сохранились дома, построенные в стиле гассе-зукури. Особенностью этих каркасных зданий являются низкие стены и очень высокая, обычно двухскатная кровля, под которой располагаются еще один-два этажа. Покрыты дома в этих поселениях, как и в древние времена — травой и соломой.
Немного истории
Заселяться японские острова человеком начали еще в эпоху палеолита. Изначально жители занимались здесь охотой и собирательством и вели Первые поселения в Японии возникли в эпоху Дземон — примерно в 12 тысячелетии до нашей эры. В те времена климат на островах начал меняться из-за сформировавшегося Цусимского теплого течения. Жители Японии перешли к оседлому образу жизни. Помимо охоты и собирательства, население начало заниматься также рыболовством и животноводством.
Сегодня в японских деревнях зачастую живет очень много жителей. Но так было не всегда. Первоначально число жителей на островах было очень небольшим. Однако в 13 тысячелетии до н. э. сюда начали активно мигрировать люди с Корейского полуострова. Они-то и принесли в Древнюю Японии технологии возделывания риса и шелкоткачества, активно использующиеся и в наши дни. Население островов увеличилось в те времена в 3-4 раза. И конечно же, в древней Японии возникло множество новых поселений. При этом деревни мигрантов были гораздо крупнее, чем у местных жителей — до 1,5 тыс. человек. Основным типом жилья в те времена в японских поселениях были обычные землянки.
С IV в. в Японии начался процесс становления государственности. В этот период на культуру островов огромное влияние оказывала Корея. В стране, которая тогда называлась Нихон, была основана первая столица Нара. Разумеется, активно строились в те времена и корейские деревни. Располагались они в основном вокруг столицы, а также в долине реки Асука. Землянки в поселениях в то время начали постепенно заменяться на обычные дома.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения tantana
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Деревни Сиракава-го и Гокаяма Деревня Сиракава-го и музей домов гассё-дзукури. Название домов происходит от крутых соломенных крыш, похожих на сложенные в молитве руки (гассё). В1976 году Сиракава-го была объявлена заповедной архитектурной зоной Японии, а в 1995 — признана памятником мирового наследия под охраной ЮНЕСКО как «выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям».
Исторические деревни Гокаяма (Префектура Тояма) и Сиракава-го (Префектура Гифу) расположены в труднодоступном горном районе острова Хонсю, который в зимнее время бывал подолгу отрезан от остальной части Японии.
Это не совсем деревни в нашем понимании. Это как бы район, включающий в себя другие подрайоны. Соответственно, на территории такой деревни могут находится населенные пункты с собственным названием (так сказать, «под-деревни»), а могут и просто отдельные дома вдоль дороги стоять.
Чаще всего, говоря, что побывали в Сиракава-го, туристы имеют в виду «под-деревню» Огимати, в которой наблюдается наивысшая концентрация того, зачем сюда едут — домов в стиле гассё-дзукури.
Снежная зима (до 4 метров за период с декабря по март) и дождливое лето предъявляют особые требования к архитектуре: крутая кровля должна выдерживать сильные снегопады и быть стойкой к влаге. наклон крыши гассё составляет около 60° (обычно не более 45°).
Местные дома построены без единого гвоздя. Все балки скреплены пеньковой веревкой да ореховыми прутьями. Но, несмотря на это, дома здесь очень устойчивы. Им по плечу любая непогода. Некоторым из хижин, в которых еще живут люди, больше 100 лет.
Основным занятием местных жителей было разведение шелкопряда, так что верхние этажи жилищ искусно приспособлены для нужд шелкопрядения.Эти жилища являются уникальными, больше вы не найдете ничего похожего в Японии.
Когда такие дома начали строить -неизвестно.Неизвестно даже толком, когда люди проникли в этот регион. Первые летописные упоминания относятся к XII в. Только в XIII в. сюда проник буддизм.
Жители деревни Сиракава-Го ведут свою родословную от клана Тайра, представляющего побочную ветку императорского рода. Население живет своеобразной коммуной: сообща работают, сообща ремонтируют жилища, помогают друг другу в житейских делах. Основным занятием местных жителей уже 250 лет является выращивание шелкопряда и производство пороха. Но главным источником дохода в настоящее время стал туризм.
Феодальные войны периода Сэнгоку, впрочем, Сиракаву стороной не обошли. В XV в. в Огимати даже самурайский замок построили, на его месте сейчас смотровая площадка. В XVII в. территорию прибрал к рукам сёгунат Токугава.
В это время в регионе начинается определенный экономический подъем, связанный с началом разведения тутового шелкопряда. До этого почти единственным источником дохода являлась древесина, которой здесь до сих пор полно: 98% территории покрыто лесом. Из-за этого, кстати, рис здесь растить почти негде, едва хватало себе на пропитание. Очень ценились местные плотники, которых выписывали из разных мест строить сначала самурайские замки, потом — дворцы и офисы для сёгуна и его окружения.
Жили, надо сказать, очень бедно и почти в полной изоляции. Для домов гассё-дзукури это было очень хорошо, т.к. денег для нового строительства у людей не было, поэтому приходилось поддерживать на плаву то, что есть. Таким образом до нас дошли дома, которым 200 лет- для Японии крайне редкое явление.
В конце XIX в. власти проложили, наконец, дорогу с юга на север, которая прошла прямо по Огимати. Уклад жизни начал меняться, многие стали строить вдоль тракта обычные дома, крытые черепицей. После Второй мировой войны начался экономический рост, народ начал дружно сносить гассё-дзукури, не слишком удобные для проживания и сложные в обслуживании. Да еще и массовое строительство дамб на протекающей здесь реке Сё началось. Правительство озадачилось сохранением гассё-дзукури, их начали эвакуировать с территорий, предназначенных под затопление, в Огимати. С первых девяти таких домов в 1972 году начался музей под открытым небом Гассё-дзукури Минка-эн.
Огимати — не единственная деревня гассё-дзукури. Примерно в 15-20 км к северу отсюда расположен исторический регион Гокаяма. Исторический — потому что на современной административной карте Японии его не существует, как и Сиракава-го. Сейчас это деревни Тайра, Камитайра и Тога в префектуре Тояма. Деревни находятся на середине пути из Токио в Киото. Являются мировым наследием культуры ЮНЕСКО.
Дома «гассё-дзукури» в Сиракаве и Гокаяме
С давних пор жители деревень Сиракава и Гокаяма занимались разведением шелкопряда. Они строили дома с крутыми треугольными крышами, верхние этажи которых использовались для нужд шелкопрядения. Дома получили название «гассё-дзукури».
Деревня Гокаяма в Японии (public domain)
Главная особенность таких домов – высокая треугольная крыша из соломы. Здания, построенные в стиле «гассё-дзукури», напоминают сложенные в молитве руки. Соломенные крыши имеют резкий наклон, позволяющий снегу легко «сползать» на землю. Таким образом, дома могут выдерживать самые сильные снегопады. Соломенные крыши необходимо заменять каждые 15-20 лет.
Еще одна интересная особенность – дома строили без использования гвоздей.
Photo by Wikimedia.orgДом гассё-дзукури в деревне Сиракава Дома в деревнях Гокаяма и Сиракава имеют три-четыре этажа, причем крыша начинается на уровне второго этажа. Традиционные дома «гассё-дзукури» были способны вместить не только жилые, но и хозяйственные помещения. В частности, первые этажи дома обычно были жилыми, зато верхние этажи обустраивали для нужд шелководства. Иногда на первом этаже дома «гассё» устраивали помещения для производства селитры.
Photo by tsuda FlickrДом «Haba House» в Гокаяме. Построен в XVII веке
Древний уклад жизни
Род деятельности японцев всегда напрямую зависел от места их проживания. Так, жители прибрежных деревень занимались рыбалкой, выпариванием соли, собирательством моллюсков. Население лесистых районов во времена конфликтов с аборигенами несло воинскую повинность. Жители деревень, расположенных в горах, часто занимались разведением тутового шелкопряда, изготовлением тканей, а также в некоторых случаях — производством пороха. На равнине поселенцы чаще всего выращивали рис. Также в японских деревнях занимались кузнечным и гончарным мастерством. Между поселениями разных «специализаций» на пересечении торговых путей образовывались, помимо всего прочего, и рыночные площади.
Ритм жизни в японских деревнях практически всегда был спокойным и размеренным. Жители деревень сосуществовали в полной гармонии с природой. Первоначально японцы жили общинами в достаточно больших поселениях. Позднее в стране начали появляться, конечно же, и отдельно стоящие, обнесенные изгородью, усадьбы знати.
Боги Окинавы
Древняя религия окинавских монархов называется «рюкусинто», что означает «Путь богов». В ней сочетаются элементы китайского даосизма, конфуцианства, буддизма и синтоизма, а также шаманизма и анимизма.
Согласно вере предков, мир населен бесконечным количеством разных духов — духов дома, леса, деревьев, гор… Очень важно угождать этим духам, совершая ритуалы, устраивая праздники, а также почитая святые места. На Окинаве многие леса считаются святыми
Там есть два основных типа храмов — утаки и угандзу. К примеру, возле водопада мы заходим в угандзу — маленький храм под открытым небом, там лежат благовония и монеты. Утаки — это каменное здание, куда приходят помолиться; там, согласно поверьям, собираются духи.
Религия Окинавы гласит (и в этом она расходится с синтоизмом), что женщина в духовном отношении превосходит мужчину. Из-за этого именно женщины на Окинаве облечены духовной властью. Юта — женщины-медиумы, которых избирает деревня для общения с духами.
Также важное место в этой религии (и в японской культуре вообще) отведено почитанию предков — на Окинаве в доме старшего в роду обычно есть небольшой алтарь, где приносят жертвы предкам и молятся за них. Мабуи
Мабуи
Мабуи — суть каждого человека, его душа и источник жизненной энергии. Мабуи — бессмертная субстанция, которая делает каждого из нас уникальным. Иногда мабуи умершего человека поселяется в ком-то живом — и тогда, чтобы освободить ее, нужен специальный ритуал. Обычно он проводится, если кто-то, особенно молодой человек, умирает внезапно и мабуи не хочет уходить в мир мертвых. А еще мабуи можно передать другому человеку. Например, если бабушка оставляет внучке в наследство кольцо, тем самым она передает ей часть своей мабуи. Также ее могут передавать фотографии.
Список деревень и городов-членов
-
Город Биэй префектура Хоккайдо
Одзиро , город Ками префектура Хёго
Город Айя префектура Миядзаки
- Деревня Акаигава, префектура Хоккайдо
- Город Сибецу префектура Хоккайдо
- Деревня Цуруи префектура Хоккайдо
- Kyogoku город Хоккайдо префектура
- Город Косака Префектура Акита
- Деревня Хигасинарусэ Префектура Акита
- Деревня Окура Префектура Ямагата
- Город Ииде Префектура Ямагата
- Деревня Иитате префектура Фукусима
- Деревня Китасиобара Префектура Фукусима
- Сева деревня префектуры Гумма
- Исама, город Наканодзё, префектура Гумма
- Куни, город Наканодзё, префектура Гунма
- Город Хаякава Префектура Яманаси
- Деревня Осика Префектура Нагано
- Город Кисо Префектура Нагано
- Город Нагисо Префектура Нагано
- Деревня Накагава Префектура Нагано
- Деревня Огава Префектура Нагано
- Деревня Такаяма Префектура Нагано
- Лабиринт, город Геро префектура Гифу
- Деревня Сиракава префектура Гифу
- Город Ине Префектура Киото
- Одзиро , город Ками префектура Хёго
- Вадзука , префектура Киото
- Деревня Сони Префектура Нара
- Деревня Тоцукава Префектура Нара
- Деревня Синдзё префектура Окаяма
- Chizu город префектуры Тоттори
- Город Камикацу Префектура Токусима
- Город Камидзима префектура Эхимэ
- Деревня Умадзи Префектура Коти
- Hoshino, Yame город префектуры Фукуока
- Деревня Тохо Префектура Фукуока
- Город Одзика Префектура Нагасаки
- Город Минамиогуни Префектура Кумамото
- Цукахара, город Юфу, префектура Оита
- Город Такахару Префектура Миядзаки
- Город Айя префектура Миядзаки
- Город Кикай Префектура Кагосима
- Деревня Тарама префектура Окинава
(по состоянию на октябрь 2012 г.)
Немного истории
Заселяться японские острова человеком начали еще в эпоху палеолита. Изначально жители занимались здесь охотой и собирательством и вели Первые поселения в Японии возникли в эпоху Дземон — примерно в 12 тысячелетии до нашей эры. В те времена климат на островах начал меняться из-за сформировавшегося Цусимского теплого течения. Жители Японии перешли к оседлому образу жизни. Помимо охоты и собирательства, население начало заниматься также рыболовством и животноводством.
Сегодня в японских деревнях зачастую живет очень много жителей. Но так было не всегда. Первоначально число жителей на островах было очень небольшим. Однако в 13 тысячелетии до н. э. сюда начали активно мигрировать люди с Корейского полуострова. Они-то и принесли в Древнюю Японии технологии возделывания риса и шелкоткачества, активно использующиеся и в наши дни. Население островов увеличилось в те времена в 3-4 раза. И конечно же, в древней Японии возникло множество новых поселений. При этом деревни мигрантов были гораздо крупнее, чем у местных жителей — до 1,5 тыс. человек. Основным типом жилья в те времена в японских поселениях были обычные землянки.
С IV в. в Японии начался процесс становления государственности. В этот период на культуру островов огромное влияние оказывала Корея. В стране, которая тогда называлась Нихон, была основана первая столица Нара. Разумеется, активно строились в те времена и корейские деревни. Располагались они в основном вокруг столицы, а также в долине реки Асука. Землянки в поселениях в то время начали постепенно заменяться на обычные дома.
Стоит ли посетить
Жители деревень Страны восходящего солнца, судя по отзывам туристов, очень доброжелательны. Хорошо относятся они в том числе и к приезжающим к ним в гости иностранцам. Конечно, посещают туристы глухие японские деревеньки не слишком часто. Но некоторые поселения, существующие с древних времен, все же вызывают интерес иностранцев. В таких японских деревнях, помимо всего прочего, неплохо развит и туристический бизнес.
Выглядят современные загородные поселения в Стране восходящего солнца, судя по отзывам путешественников, очень красивыми и уютными. В японских деревнях повсюду цветут клумбы, растут эффектные кустарники, разбиты сады камней.